Новости Республики Коми | Комиинформ
Интервью главы Усть-Цилемского района Коми Александра Чупрова агентству «Комиинформ»
Руководитель администрации одного из наиболее удаленных от транспортных магистралей районов Коми рассказал о переходной ситуации, в которой находится экономика муниципального образования, а также о предпринимаемых усилиях по созданию новых предприятий на территории района.
- Александр Филиппович, какое направление является ключевым для развития Усть-Цилемского района?
- Пожалуй, ключевым звеном, определяющим возможности жизни и дальнейшего развития нашего района, является дорожный вопрос. Усть-Цилемский район единственный из всех муниципалитетов республики не имеет постоянной связи с «большой землей». Если, скажем, из соседней Ижмы можно доехать до Ираеля и сесть на поезд, то нас от соседей отделяют еще и реки. Весной и осенью – в общей сложности, четыре-пять месяцев у нас просто нет дорог для автотранспорта. Железной дороги к нам, как известно, нет. Отсюда и все наши проблемы. Весь завоз – от продуктов до стройматериалов – приходится осуществлять летом и зимой. Поэтому главнейшей задачей администрации района на сегодня является летнее содержание дорог и налаживание работы зимников.
Вот уже второй год складывается очень неблагоприятная ситуация для функционирования зимних дорог – слишком теплая зима не позволяет наладить ледовые переправы на реках и содержать в нормативном состоянии зимники. Нынешней зимой переправы в нашем районе позволяют проезжать грузовому транспорту массой до 10 тонн, не более. Учитывая, что сейчас уже заканчивается второй месяц зимы, а зимники и переправы закроют к началу апреля, у нас остается очень немного времени на завоз грузов.
Особо я хотел бы выделить ситуацию на дороге-«серпантине» Нижний Одес – Малая Пера. Этот участок грунтовой дороги проходит по территории Сосногорского района республики, однако именно по нему завозятся грузы как в Ижемский, так и в Усть-Цилемский районы. Благодаря поддержке Правительства Коми в минувшем году на ремонт «серпантина» было выделено порядка 6 миллионов рублей, еще более миллиона добавили предприниматели Нарьян-Мара, которые также завозят товары по этой дороге. В итоге дорогу удалось привести в относительно неплохое состояние.
Решаем проблемы и по внутрихозяйственным дорогам. Отремонтировано два моста и восстановлено дорожное полотно на 8 километрах автодороги Филиппово – Трусово. Дорога эта проходит по краю берега реки Цильма, паводковыми водами берег подмывается. От дороги остались буквально «куски», местами ее вообще нет. Общая протяженность этой дороги 16 километров. В текущем году мы продолжим прокладку оставшейся части трассы.
Всего на дороги в минувшем году выделялось 11 миллионов рублей – по линии республиканского бюджета и наши собственные средства. Только на зимники пошло 6,4 миллиона рублей.
Если в предыдущие годы дорогами занималось 2-3 организации, то сейчас у нас на старте выстроились уже 7-8 фирм. Мы изменили саму организацию ведения работ. Раньше выбирался основной подрядчик, который брал субподрядчиков на местах, платил им только за топливо и зарплату рабочим – в результате они со временем просто оказывались без техники и прекращали свою деятельность. Теперь мы хотим сделать так, чтобы в районе было несколько самостоятельных предприятий, которые будут конкурировать за подряды, а всю заработанную прибыль пустят на собственное развитие. Среди новых участников экономики района я могу назвать, например, ЗАО «Пижма», МУП «Усть-Цильма», ООО «Регул». Последнее предприятие вначале занималось ремонтом домов в Среднем Бугаево, теперь они взялись за дороги.
Малые предприятия получают подряды на проведение ремонтных работ на социальных объектах в рамках средств, поступивших по линии национальных проектов.
- Сельское хозяйство для Усть-Цилемского района - районообразующее. Как Вы оцениваете его состояние?
- Усть-Цилемский район испокон веков жил сельским хозяйством. Но, как известно, сельское хозяйство на Севере, как впрочем, и в России, переживает непростые времена. Администрация района отдает себе отчет в том, что жить за счет сельхозпроизводства сейчас просто нереально. Климат у нас не тот, очень велики затраты, а рынок сбыта далек. Практически вся молочная продукция, производимая в районе, сбывается в самой Усть-Цильме. Вывозить ее за пределы района далеко, дорого, да и не всегда возможно.
Население и само со временем все меньше стремится заниматься аграрным трудом. Заработки здесь низкие, труда много, отпусков у фермеров и владельцев личных подсобных хозяйств фактически нет – ведь тот же скот надо обихаживать каждый день. А люди уже почувствовали вкус больших заработков и более удобного графика работы, ведь рядом в районе действуют нефтяные скважины и многие устраиваются туда. В итоге, если многие семьи раньше держали в хозяйстве по 4-5 коров, то теперь только одну-две – чтобы молоко было свое, а хлопот с кормами меньше.
Поэтому, заняв по итогам прошедших в марте минувшего года выборов пост главы администрации района, я принял решение сделать ставку на поощрение малого бизнеса на местах. Раньше, в советские времена, в каждом населенном пункте было свое сельхозпредприятие, которое решало все вопросы – от занятости населения до поддержания дорог. Теперь эту функцию должны подхватить малые многопрофильные предприятия.
Именно таким малым предприятиям администрация дает по итогам проводимых конкурсов подряды на зимнее содержание дорог.
- И, все таки, есть ли перспективы у сельского хозяйства?
Как я уже обрисовал, становится выгоднее и удобнее заниматься не сельским хозяйством, а работать в какой-то другой сфере. Сельский труд – тяжелый труд. А прибыль тут невелика.
Думаю, со временем ситуация в сельском хозяйстве стабилизируется. Молока, мяса будут производить ровно столько, сколько может потребить рынок. Цены должны отрегулироваться в соответствии с объемами производства – не 5-6 рублей за литр молока, как сейчас, а, скажем, 15 рублей.
Опять же, ключевой проблемой здесь является транспортная доступность. Маслозавод в Усть-Цильме передали в частные руки, он работает нормально. Но если летом у него полная загрузка, то зимой молока нет, а в распутицу его и подвезти невозможно из отдаленных деревень.
Перспективным мне кажется не индивидуальное фермерство, а создание при поддержке государства крупных сельхозпроизводств, где будет 200-400 голов скота, двухсменная работа, все удобства для работников, включая душ. Возможно, со временем мы к этому придем.
- Какие отрасли еще действуют в районе?
- В последнее время сложился хороший рынок сбыта пиломатериалов в Нарьян-Маре. Нефтедобыча в соседнем регионе бурно развивается, округ богатеет, люди и предприятия строятся, цены на жилье там приличные, наши предприниматели сначала поставляли туда деревянные конструкции, потом начали вывозить уже готовые срубы. Люди на этом неплохо зарабатывают. Тут, конечно, тоже своя специфика: валить и вывозить лес можно только зимой, когда действуют дороги. Летом еще можно вывозить с прибрежных складов баржами, а в распутицу всякая работа в лесу прекращается. Нельзя рубить лес поблизости от населенных пунктов, так что заготовки приходится вести за 50-60 километров.
Радует то, что ведется переработка древесины. В минувшем году две пилорамы предприниматели выкупили на аукционах. Ремонтируются старые пилорамы. Это означает, что отрасль набирает обороты.
Традиционно устьцилемы занимаются рыболовством. У нас за многими населенными пунктами закреплены тони, так что без рыбы мы не сидим. Ведется и лицензионный лов рыбы на Печоре.
Все большее распространение получает еще одно направление – сбор и реализация дикоросов. Первые шаги в этом секторе предпринимательства уже сделаны. С предпринимателями заключаются договора, приобретены две морозильные установки для хранения собранного урожая. В перспективе наладим в районе и переработку дикоросов.
- С недавних пор в Усть-Цилемском районе развивается нефтедобыча…
- Да, у нас действует несколько скважин, все они принадлежат ООО «Лукойл-Коми». Отношения у администрации района с компанией хорошие, партнерские. В рамках договора о социальном партнерстве нефтяники выделяют нам средства на приобретение необходимой техники. В минувшем году мы получили, например, 2 трактора и 2 автомашины и передали их в хозяйства для расчистки дорог.
Интересное совпадение – нефти на территории района в 2007 году выкачано на сумму 382 миллиона рублей, что практически совпадает с районным бюджетом – он всего на 4 миллиона рублей больше. Разумеется, мы заинтересованы в развитии нефтедобывающей отрасли – больше инвестиций, отчислений в бюджеты, рабочих мест… Уже в январе 2008 года я подписал документы по бурению трех новых скважин, расположенных в 40-50 километрах от Усть-Цильмы.
Скоро начнутся разведочные работы по поиску подземного нефтяного озера. Предположительно, оно расположено в районе Ямозера, в верховьях Пижмы.
Мы стремимся создавать собственные предприятия в районе – ведь тогда налоговые отчисления, арендная плата от их деятельности шли бы в местный бюджет. Крупных инвестиционных проектов у нас нет, как, скажем, строительство глиноземного комбината в Сосногорском районе. Поэтому приходится надеяться на собственные силы. Ведь сегодня в соответствии с нынешним законодательством, все муниципалитеты вынуждены полагаться на помощь федерального и регионального бюджетов. Собственных доходов у района всего 20% от бюджета, остальную сумму выделяет республика. Из собственных поступлений почти 91% составляет налог на доходы физических лиц, это составляет примерно 58 миллионов рублей.
- Что касается социальной сферы, то сегодня на ее развитие преимущественно влияют приоритетные национальные проекты. Усть-Цилемский район в этом плане не исключение?
- Я бы подчеркнул, что по сравнению с производством социальная сфера находится в более выгодном положении – деньги выделяет государство, они поступают стабильно.
В прошлом году отремонтировали довольно много школ. Ведется ремонт в Центральной районной больнице. На повестке дня теперь детские сады, библиотеки. Ведется переоборудование школьных автобусов в соответствии с требованиями ГОСТа по перевозке детей.
Очень хорошо помогают развитию социальной сферы национальные проекты. На поступившие в рамках нацпроекта «Здравоохранение» средства построены два фельдшерско-акушерских пункта – в Карпушевке и Чукчино. Ведется строительство новых ФАПов в Филиппово и Окунев Нос. Тут ситуация сложнее из-за отдаленности населенных пунктов – до первого от райцентра 60 километров, до второго 110 километров. Но и эти ФАПы мы скоро завершим.
Во всех школах района поставили автоматическую противопожарную сигнализацию.
11 миллионов рублей получил район по различным программам на строительство и приобретение жилья. В прошлом году индивидуальное строительство неплохо развивалось. Несколько семей, а также молодых специалистов получили субсидии на жилье по линии Минсельхозпрода Коми. Кто-то получил до 400 тысяч рублей, кто-то поменьше. Всего субсидии получили 33 человека.
- Подводя итог нашей беседы можно ли сделать вывод, что приоритетным направлением в вашей деятельности станет развитие в районе малого бизнеса?
- Главная наша задача – стимулировать быстрый рост предпринимательства в районе. Сельхозпредприятия в нынешнее время не могут решать прежние задачи. Поэтому нужно создавать новые производства. Они будут давать работу людям, наполнять бюджет, позволят решать текущие социальные задачи. За гигантоманией мы не гонимся, нас и малые предприятия устроят. Надеюсь, новая экономика сможет остановить отток населения из района. Сейчас в районе живет чуть более 14 тысяч человек… Конечно, устьцилем везде остается устьцилемом – и в Сыктывкаре, и в Москве – но, считаю, надо сохранить нормальную жизнь в самом районе. Если у людей будет работа, достойный заработок, хорошее социальное обслуживание, вдобавок сохранятся какие-то традиционные занятия, то устьцилемы будут жить на этой земле.
Беседовал Юрий Попов