Новости Республики Коми | Комиинформ

Интервью

Интервью с директором компании «РФК» Валентиной Филатовой

13 июня 2007 года 9:56

Компания «РФК» (торговая марка “Филатовские социальные аптеки”) – лидер фармацевтического рынка Коми. В преддверии Дня медицинского работника об истории, целях, задачах и перспективах развития компании в интервью агентству "Комиинформ" директора компании «РФК» Валентины Филатовой.

Расскажите немного про свою компанию: чем занимаетесь, как давно существуете? С какой продукцией и в каких секторах рынка Вы работаете?

Компания “РФК” (торговая марка “Филатовские социальные аптеки”)  выросла из структуры под названием “Региональная фармацевтическая компания”, которая открылась в помощь бюджетным и хозрасчетным аптекам Сыктывкара в 1998 году  и выполняла тендерные заявки на поставку медикаментов. Идея создания собственной розничной сети с оригинальным названием, современным дизайном и широким комплексом услуг пришла в 2000 году. С этого времени предприятие стало активно заявлять о себе и в достаточно сложной конкурентной борьбе осваивать свою нишу на фармрынке. Две первые розничные точки – киоски, не отличались ни размерами, ни ассортиментом, ни обслуживанием. И оформлены они были по образу и подобию действующих аптек (белые тона плюс фармацевт за маленьким окошком).  Сегодня мы предлагаем своим покупателям разнообразие высококачественных товаров по доступным ценам, в удобных и красивых аптеках, где всегда можно получить заботливый и профессиональный совет консультанта.

Наша аптечная сеть быстро растет и развивается. Сейчас в состав аптечной сети входят 26 розничных точек в Республике Коми. Мы продолжим открывать аптеки в уже знакомых нам городах и будем осваивать новые.

Валентина Витальевна, Вы возглавили компанию с  мая 2002 года. С какими планами и идеями Вы пришли на этот пост?

Мы следовали  принятому решению о создании крупной розничной сети  нового плана – с системой самообслуживания. Были четко сформулированы цели: формирование широкого ассортимента при максимально высоком уровне обслуживания и минимальных ценах.

Каковы Ваши цели сегодня?

Моя первостепенная задача как руководителя компании – вывести аптечную сеть «Филатовские социальные аптеки» в лидеры розничного фармацевтического рынка Республики Коми. Мы планируем стать аптечной сетью №1 не по количеству аптек, а по качеству предоставляемых потребителям услуг. Для этого у компании есть все предпосылки: широкий и постоянно обновляющийся ассортимент, быстро появляющиеся новинки и эксклюзивные товары, отлаженные логистические процессы и высококвалифицированный персонал.

Каковы основные принципы работы?

Главные принципы работы, которых придерживаются компания – это обеспечение населения своевременной и доступной фармацевтической помощью, а также:  удовлетворение потребностей клиентов через качество товаров и обслуживания; достижение лидерства на рынке через рост компании и персонала; поддержание доброго имени компании через социальную значимость для общества.

В чем проявляется социальная ориентированность работы вашей компании?

Считается, что частный сектор аптечного рынка, не желая усложнять свой бизнес грузом социальных услуг, ориентирован только на получение прибыли.  Этим объясняется открытие аптек только в местах наиболее “выгодных” с экономической точки зрения и преобладание аптек в крупных городах и населенных пунктах с высокой плотностью населения.  Наша компания опровергает эти домыслы. Заботясь о комфорте всех жителей республики, “Филатовские социальные аптеки” открываются не только на самых оживленных улицах в городах республики, но и в спальных районах, и в небольших населенных пунктах Республики Коми (таких как Корткерос, Синдор, Визинга), и в удаленных районах республики (Усть-Цильма, Троицко-Печорск, Печора).

С декабря 2003 года компания “РФК” осуществляет внедрение программы, направленной на обеспечение жителей республики медикаментами длительного приема по минимальным ценам при сохранении гарантий на их качество. По “Социальной программе помощи населению” на утвержденный список медикаментов действует 10% скидка всем слоям населения. Также предоставляются скидки социально-незащищенным гражданам. В аптеках действует недорогой прокат костылей и предлагается бесплатная консультативная помощь высококвалифицированных врачей - узкопрофильных специалистов. В аптеках нуждающимся будет предложена бесплатная таблетка для облегчения боли. Кроме того, компания регулярно оказывает благотворительную помощь.

Бесспорно, социально-значимой функцией государственных аптек остается изготовление экстемпоральных лекарственных средств по индивидуальным рецептам, отпуск наркотических и психотропных средств, сильнодействующих и ядовитых веществ, спирта этилового, и конечно – льготное лекарственное обеспечение.

Какие тенденции развития розничной аптечной торговли Вы считаете основными?

Современный покупатель приходит в аптеку не только за определенным лекарством, наряду с этим он стремится найти там различные косметические препараты, средства личной гигиены, сопутствующие товары.

Таким образом, аптеки становятся полноценными магазинами товаров для здоровья, приобретая вид фармамаркета. Фармамаркет – это магазин розничной торговли, который обладает большой торговой площадью, открытой выкладкой товаров и широким ассортиментом фармацевтической и парафармацевтической продукции. На территории таких аптек работают провизоры и консультанты, облегчая выбор лекарственных и косметических средств.

Надо отметить, что мы первые в Республике Коми предложили покупателям открытый формат аптечной торговли. Это другая технология, другой подход к организации работы, совершенно не перекликающийся с прилавочным методом. Восемь наших аптек сегодня работают по принципу фармамаркета. Мы считаем такой способ организации розничной торговли достаточно эффективным. Открытый доступ к товару и информации о нем нравится покупателям.

Ассортимент фармамаркетов гораздо выше товарной номенклатуры  аптек, работающих по традиционному принципу. В наших аптеках самообслуживания  покупатель может найти порядка 10 тысяч наименований товара. В 2006 г. доля лекарственных средств составила в аптеках сети 75%, а доля парафармацевтической продукции – 25% или 3000 позиций. Доля парафармацевтики постоянно растет.

Что меняется на фармрынке Республики Коми?

Прошедший год ознаменовал собой начало региональной экспансии в розничном секторе фармрынка РК (приход федерального игрока). Внимания заслуживает и процесс перехода от единичных аптек к созданию аптечных сетей, а также их укрупнение: значительно выросли инвестиции на развитие, компании меняют стратегию поведения на рынке.

Каковы преимущества крупной розничной сети, каковой вы являетесь?

Одной торговой точке очень тяжело выжить в современном бизнесе, ее просто съедят более сильные и крупные конкуренты. Аптечным сетям проще и дешевле осуществлять рекламную политику и проводить маркетинговые исследования. Легче проводить ценовую политику, в первую очередь за счет скидок на объемы у поставщика. К выигрышным атрибутам сети мы относим единое товарно-финансовое поле с централизованным управлением и  единую систему обслуживания, начиная с фирменного стиля  и заканчивая сетевыми стандартами мерчендайзинга.

Кроме того, сетевые структуры в большей степени защищены от поддельных или некачественных препаратов, потому что работают напрямую с производителями и с официальными дистрибьюторами. Можно с уверенностью сказать , что будущее – за аптечными сетями. Они нужны потребителю, они выгодны инвестору, их развитие оправданно с точки зрения макро- и микроэкономических процессов.

В последнее время СМИ усиленно муссируют информацию о фальсифицированных лекарственных препаратах. Это обстоятельство в глазах обычного потребителя набрасывает тень на репутацию аптечных учреждений даже тогда, когда напрямую не затрагивает ни одну аптеку непосредственно.

Необходимо понимать, что репутация и доброе имя – это самый большой капитал в активе частных аптечных сетей. Доверие своего клиента каждым из участника рынка завоевывается упорным трудом в условиях жесточайшей конкуренции. Обязательное качество товара уже давно стало непреложным правилом этой борьбы. Осторожность заставляет нас максимально усилить проверку препаратов “на входе” и весьма избирательно относиться к партнерам-поставщикам. Аптечные учреждения, пришедшие на рынок “всерьез и надолго”, заботящиеся о своем имени и о своей репутации, не могут допустить оплошности с фальсифицированными препаратами. Поэтому мы не только обеспечиваем технологии хранения лекарств, но и работаем только с крупными национальными дистрибьюторами, которые, в свою очередь, дорожа своей репутацией, очень жестко относятся к вопросам входного контроля и транспортировки лекарств.

Что определяет выбор покупателя в пользу “Филатовских социальных аптек”?

“Филатовские социальные аптеки” являются образцом передовых технологий аптечного дела. Современные фарммаркеты удовлетворяют спрос самого взыскательного клиента. Часы работы аптек и персонала установлены в зависимости от ритма покупательской активности.  Огромен выбор лекарственных препаратов и парафармацевтики. Существуют  специальные предложения: в октябре 2006 года на базе “Филатовской социальной аптеки”  открыт Ортопедический салон; действует Центр дерматокосметики.

Современный рынок отличается большой конкуренцией. Какие способы вы используете для привлечения покупателей?

Для нас важно не просто привлечь посетителей в аптеки, а завоевать их доверие, заложить основу для долгосрочных отношений. Поэтому первостепенное значение мы придаем системе взаимоотношений между сотрудниками аптек и посетителями. Мы стараемся сделать так, чтобы любой посетитель, пришедший в «Филатовские социальные аптеки», смог получить грамотную консультацию фармацевта или провизора.

Чтобы завоевать своего постоянного покупателя, мы используем дисконтные карты, проводим специальные акции и дарим подарки. В наших аптеках посетитель всегда сможет найти необходимое ему лекарство или косметическое средство, причем, даже то, которого нет в других аптеках. Для удобства покупателей работает фирменная справочно-информационная служба.

Также мы стараемся максимально улучшить качество обслуживания в “Филатовских социальных аптеках”.

Какие факторы обусловили необходимость внедрения информационных технологий в бизнес-процессы фармацевтических ритейлеров?

Для растущих аптечных сетей  сегодня более чем  актуальна проблема внедрения информационных технологий, обеспечивающих быстрый доступ к профессиональной и справочной информации о медикаментах и товарах парафармацевтики, обрабатывающих большие объемы коммерческой информации, позволяющих ориентироваться в рыночных условиях, реагировать на колебания спроса и предложения, прогнозировать объемы закупок и продаж, осуществлять маркетинговый анализ.

Пару слов о вашей кадровой политике.

У нас сегодня работают около двухсот человек. Мы специально отбираем кадры таким образом, чтобы работник первого стола стал советником покупателя, помогая ему в выборе препарата, но не подменяя врача. Стимулировать сотрудников позволяет наличие сети - каждый знает, что при отличительной работе может сделать карьеру не только внутри своей аптеки, но и, например, возглавить новую.

Мы стараемся своих людей продвигать, у нас нет текучки кадров, люди работают подолгу, по много лет. Поэтому на протяжении семи лет у нас сохранился определенный костяк, хотя сюда влилось очень много новых людей. И мы стараемся прививать людям нашу внутреннюю культуру, потому что это очень важно, когда новый человек приходит в компанию. Пока нам это удается, и я очень рада, что у нас достаточно слаженный коллектив.

Повышаете ли вы квалификацию своих собственных сотрудников?

Конечно! Мы стараемся улучшать профессиональный уровень своих сотрудников. Часть сотрудников совмещает работу с учебой в фармакадемиях. Но если раньше повышение квалификации ориентировалось только на медико-фармацевтические аспекты, то сейчас мы делаем упор на экономические вопросы работы штата. Уже несколько лет мы проводим семинары и тренинги по общению с покупателями, эффективным продажам, мерчендайзингу.

Есть ли в планах «Филатовских социальных аптек» получение международного сертификата качества ISO?

Да, и это потребует сложной, кропотливой работы, но в скором времени наличие подобного сертификата станет необходимым условием для осуществления успешной фармацевтической деятельности. Мы планируем усиливать свое присутствие на фармрынке Республики Коми и завоевывать своих покупателей, открывая новые торговые точки, увеличивая торговый ассортимент и повышая качество обслуживания.

Назовите слагаемые Вашего успеха.

Хочу сказать, это – не мой личный успех. Это заслуга всего нашего коллектива. Здесь и финансовый менеджмент, и менеджмент,  обеспечивающий технологии в зале. Успешная деятельность компании по всем этим направлениям – это во многом заслуга  сотрудников, их профессионализма и ответственности.

Ваш рецепт успешной аптечной сети.

Открытая выкладка + бренд + маркетинговая активность + повышение экономической квалификации кадров + информационные технологии. Вот такие основные слагаемые могут  обеспечить успех.

Что Вы можете пожелать своим сотрудниками и своей компании в предверии Дня медицинского работника?

Хочется пожелать компании дальнейшего перспективного и динамичного развития, успехов в реализации намеченных планов, а коллективу от всей души желаю доброго здоровья, неиссякаемой энергии и оптимизма, большого человеческого счастья, дальнейших успехов!