Новости Республики Коми | Комиинформ

Интервью

Интервью с членом Совета Федерации РФ от Коми Игорем Васильевым

7 февраля 2007 года 11:32

Игорь Васильев, сенатор от Коми, член комитета по финансовым рынкам и денежному обращению Совета Федерации, входящий в руководящий состав партии "Единая Россия", интересы республики представляет в Москве уже второй срок. Коренной петербуржец, Игорь Владимирович, по его словам, Республику Коми тоже считает своим родным регионом. Во-первых, много времени он проводит здесь сугубо по служебным делам, а во-вторых, супруга Васильева родом из Воркуты... В интервью газете "Республика" и агентству "Комиинформ" сенатор отметил, что за последние годы республика изменилась в лучшую сторону не только "внутренне", но и заметно повысила свой статус на федеральном уровне. Очень важно, полагает сенатор, чтобы "картинка", которую люди видят за своим окном, совпадала с тем, о чем говорят высокие чиновники по телевизору...

- Игорь Владимирович, в од­ном из своих интервью вы сказа­ли, что время коробок из-под ксе­рокса уже прошло. По-вашему, какое время наступило сейчас?

- Вы знаете, теперь гораздо приятнее иметь дело с социально ответственным бизнесом. Это не обязательно какие-то олигархи, громкие личности, которые строят стадионы, пароходы, самолеты. Это могут быть ответственные люди в маленьком районе, имеющие свое дело. Они платят налоги, вовремя выдают зарплату своим работни­кам. Но в сотрудничестве с влас­тью они могут найти достаточно ин­тересные для себя социальные проекты: скажем, оборудовать шко­лы системами безопасности, при­обрести современную аппаратуру для больницы. Это же приятнее, чем носиться с какой-то непонят­ной коробкой. Такие вещи абсолют­но понятны, и люди говорят: да, мы знаем этого человека, он сделал для нашего района хорошо. Потому что если показывают по телевизору че­ловека, говорящего о каких-то хо­роших вещах, а в окно люди выгля­дывают и видят там совсем другое - никакие коробки из-под ксерокса уже не помогут.

- Одна из основных проблем республики, которая активно об­суждается на разных уровнях, связана с социальным положе­нием Воркуты и Инты, в том чис­ле с переселением граждан. Как сенатор и как единоросс, что вы можете предложить в качестве решения этой проблемы?

- Это очень серьезный вопрос, который всегда становится пред­метом обсуждений на встречах Главы республики с Президентом, с федеральным правительством. У нас есть определенный опыт реше­ния этой проблемы, конкретного взаимодействия республики с фракцией "Единой России" в Го­сударственной Думе. В частности, мы нашли полное взаимопонима­ние по оптимизации законодатель­ства, связанного с переселением. Такая работа будет продолжаться и дальше. Существует несколько программ по переселению, и толь­ко одна из них - с федеральными деньгами. Наша основная задача - консолидировать усилия с Госду­мой и при формировании бюдже­та выделять деньги, которые позво­лят более эффективно решать эту проблему.

- Вы упомянули о встрече Главы Коми с Владимиром Пу­тиным, на которой тоже обсуж­дался вопрос о переселении...

- Я бы сейчас не говорил о ка­кой-то конкретной встрече. Важнее сказать о системе взаимоотноше­ний республики с федеральной властью. Вы прекрасно понимаете, что эта встреча не единственная и что это не чудо. Владимир Алек­сандрович Торлопов регулярно встречается с Президентом. Вла­димир Владимирович в прошлом году сам приезжал в республику. Поэтому состоявшаяся встреча - показатель развития определенных взаимоотношений. И это позволяет говорить о том, что ситуация в регионе достаточно хорошо известна на федеральном уровне.

К сожалению, не все проблемы решаются быстро. Не секрет, что экономический блок Правительства РФ довольно серьезно до опреде­ленного времени увлекался макро­экономическими показателями. И очень мало внимания уделялось конкретному человеку. Все макро­экономические достижения стано­вятся совершенно ничтожными, если при этом не решаются про­блемы простых людей. Но сейчас мы видим, что ситуация начинает меняться. В том числе и визиты Главы республики в Москву, и ра­боты депутатских групп направле­ны на то, чтобы выстроить систему мер, при которой главными бы ста­новились жители республики и Российской Федерации в целом.

В качестве одного из примеров такого взаимодействия можно при­вести создание в Сыктывкаре Фе­дерального финно-угорского цент­ра. О его необходимости говорили очень много. И он появился. Хотя, как правило, все федеральные цен­тры находятся в Москве в пределах Садового кольца. Очень важно, что проблемы финно-угорских народов будут решаться не в столице, а не­посредственно там, где прожива­ют эти народы.

Однако взаимоотношения с Москвой не ограничиваются толь­ко общением Главы республики с Президентом. Большую роль игра­ет взаимодействие Госсовета с кол­легами из Госдумы, чей голос очень внятно звучит на федераль­ном уровне. Государственный Со­вет республики добился внесения изменений в знаменитое 840-е по­становление, ограничившее права шахтеров-переселенцев. Предло­жения наших законодателей взяты за основу, приняты в Госдуме в ка­честве проекта постановления. Пос­ле большой работы с Правитель­ством РФ был утвержден новый объем финансовых средств на про­граммы переселения.

Недавно было принято решение провести в апреле выездное засе­дание комиссии Госдумы по про­блемам обманутых дольщиков не где-нибудь, а в Сыктывкаре. Тот подход, который демонстрирует ис­полнительная и законодательная власть республики, позволяет лю­дям в Москве принимать решение о проведении ответственных мероп­риятий в Коми. Кстати, на таких встречах и федеральная власть чер­пает для себя много полезного.

- Можно ли говорить о каком-то статусе Республики Коми на федеральном уровне?

- За последние годы авторитет республики существенно вырос. Из региона с огромным бюджетным дефицитом мы превратились в ре­гион-донор, к которому уважитель­но относятся в Москве.

- Однако межбюджетные от­ношения по-прежнему довольно напряженные...

- Это предмет постоянной за­боты республиканских властей. За­коны, направленные на созидание, на развитие определенных усло­вий, мгновенно, к сожалению, не работают. Важна и культура тех же самых межбюджетных отношений. У людей на уровне муниципальных образований зачастую ее нет. И их надо учить этому. Однако быст­ро это не происходит. Если срав­нивать нашу страну с Западной Ев­ропой, то на формирование такой культуры там ушло несколько ве­ков. А мы, приняв недавно феде­ральный закон №131, разделяю­щий полномочия, сразу же хотим увидеть результаты, и, причем, только положительные. Естественно, я не предлагаю ждать несколь­ко веков, но определенный пере­ходный период всегда нужно учи­тывать. Ломать легко, строить - очень сложно. Для созидания нуж­ны люди, которые умеют брать на себя ответственность и готовы иногда попадать под жесткую кри­тику. У нас ведь любят критико­вать. Очень много людей знают, как управлять государством. Но, к сожалению, как в известном анек­доте, они все уже работают такси­стами или парикмахерами. И это ведь на генном уровне, потому что очень долго мы жили с лозунгом, что каждая кухарка может управ­лять государством.

Недавно большинство из нас стали собственниками, когда при­ватизировали свои квартиры. Но при этом из семидесяти процен­тов собственников жилья только семь процентов образовали ТСЖ и выбрали для себя конкурентоспо­собную управляющую компанию, обеспечивающую достойное каче­ство услуг. Это говорит о том, что общество пока не готово к идее са­моуправления. С другой стороны, это не означает, что к нему не надо стремиться.

- Как часто вы бываете в глу­бинке республики?

- Чтобы принимать какие-то важные решения, необходимо иметь обратную связь с населени­ем. А для этого, естественно, нуж­но ездить по городам и районам и общаться с людьми. Не хотелось бы употреблять слово "проблемы", поскольку оно сразу подразумева­ет некую борьбу, махание шашка­ми и в целом какой-то негатив. По­этому правильнее, на мой взгляд, нужно говорить о создании усло­вий - для бизнеса, образования, здравоохранения. Если внима­тельно посмотреть, то нацио­нальные проекты в своей долго­срочной перспективе как раз на это и направлены. Постоянно бороть­ся с проблемами - это ходить по полю с граблями. Мы должны со­здавать такие условия, в которых слову "проблема" просто не будет места.

- Тем не менее, сложно срав­нивать изменения, которые про­исходят в центральных городах России, даже в Сыктывкаре, с тем, что можно увидеть в глу­бинке...

- Вы у себя дома делаете убор­ку? Сразу везде чисто не становит­ся. Реальная жизнь такова, что сра­зу вообще ничего не происходит. Вы же помните, какие проблемы были в стране еще десять лет на­зад. Можно долго перечислять, что происходило в середине 90-х: "чер­ные" вторники, кредиты, выдавае­мые под 180 процентов годовых, банки, которые собирали деньги и исчезали с ними на следующий же день. Сейчас эта шелуха отсеялась. Идет медленная, но системная ра­бота. Порядок в глубинке уже появ­ляется...

Существует два хороших слова - эволюция и революция. Наш ис­торический опыт предостерегает нас от всякого рода революций. Но у нас совершенно нет опыта эволю­ционного развития. Мы не хотим революций, но зато хотим всей сра­зу.

На мой взгляд, в нашем обще­стве наблюдается период ста­бильности - развития. Очень важ­но не потерять эту составляющую, потому что развития без стабиль­ности не бывает. Если мы будем жить в ритме постоянных потрясе­ний, быстрых решений, о каком развитии может идти речь? На­пример, сейчас много и подробно обсуждается демографическая ситуация. О каком приросте мож­но рассуждать, когда нас постоян­но сотрясала череда различных кризисов, в том числе военных, экономической нестабильности, угрозы терактов, непрогнозируе­мые доходы семьи и т.д. А сейчас, выйдя из этого хаоса, что мы уви­дели? Нет, не массовое рождение детей, а бум потребительского кредитования. Потому что люди просто захотели жить. Это первый показатель стабильности. Почему именно сейчас возникают идеи материнского капитала, нацио­нальных проектов? Потому что для этого создана необходимая база - стабильность. На этом фоне, к слову, мы должны развивать и мест­ное самоуправление.

- А по каким параметрам вы сами оцениваете свою деятель­ность на посту сенатора?

- У меня есть определенные за­дачи. В своем комитете я курирую вопросы ипотечного кредитования и долевого строительства. Могу сказать, что последняя редакция закона об участии в долевом стро­ительстве прошла при моем учас­тии - я был одним из руководите­лей согласительной комиссии. Наши поправки были приняты, и закон в том виде, в котором он су­ществует сейчас, позволит гово­рить о том, что права дольщиков надежно защищены.

Законотворческая работа, к со­жалению или к счастью, не всегда понятна простым людям. Поэтому мы и говорим о системе, которая создает необходимые условия для нормальной жизнедеятельности.

- Складывается такое впе­чатление, что Совет Федерации приступил к чистке рядов. Двое ваших коллег уже попрощались со своими креслами. Судя по со­общениям в СМИ, такие реше­ния, в частности, объясняются борьбой с коррупцией...

- Приведу вам такой пример. Еду я как-то по одной из европейс­ких стран на машине и курю за ру­лем. Думаю, куда же выкинуть сига­рету. А мой попутчик мне говорит: "Ты что, за окно выбрасывать нельзя - тысяча евро штраф". Мол, люди из соседней машины сразу же позвонят куда надо, и мы смо­жем доехать только до ближайшего полицейского. Возможно ли подоб­ное представить в нашей стране? Думаю, что нет. И при этом мы со­бираемся бороться с коррупцией. Но большинство наших граждан, на­пример, предпочитают отблагода­рить сотрудника ГАИ на месте, не­жели заплатить штраф за наруше­ние. Вот это и есть тотальная кор­рупция. Сто процентов населения в ней участвуют. Про это показывают по телевизору, пишут в газетах. Не­которые говорят: вот, дескать, борь­бу с коррупцией надо начинать на­верху - там сразу появятся громкие имена. Да, появятся, потому что на­верху идея этой борьбы всем по­нятна. Потому что действительно есть патриоты, которые пришли к власти не с идеей построить себе светлое будущее в отдельном горо­де Лондонграде, а связали свою судьбу с нашей страной...


Подготовила Ольга КЕРМАС, газета "Республика"