Новости Республики Коми | Комиинформ

Интервью

Интервью с директором Информационно-образовательного центра «Русский музей: виртуальный филиал» при КГПИ Инной Макаровой

24 ноября 2006 года 0:1

Весной этого года начал свою работу Информационно-образовательный центр «Русский музей: виртуальный филиал» при Коми государственном педагогическом институте. Проект можно назвать уникальным и не имеющим аналогов в республике. Сегодня мы встретились с директором центра Инной Макаровой.

Расскажите, пожалуйста, немного об истории создания возглавляемого Вами центра

Открытие центра состоялось 23 марта этого года и происходило в интернет-формате. Был организован интернет-мост с Русским музеем. Центр был открыт в рамках проекта с одноименным названием «Русский музей: виртуальный филиал». Этот проект является частью большой программы Государственного Русского музея «Россия». Главная цель этой программы – создать на территории России единое культурно-информационное пространство и приобщить население нашей страны к ценностям русской культуры. На сегодня открыто 20 филиалов «Русского музея» в разных городах России и ближнего зарубежья. Один из них находится в Республике Коми при педагогическом институте.

Как Вы стали директором центра?

О том, что у Русского музее есть такой проект, в институте узнали от Черного В. Д., заведующего кафедрой истории мировой художественной культуры в МПГУ, который работал у нас в институте в качестве председателя ГЭК. Сначала над этим проектом работал проректор по учебной работе КГПИ Вячеслав Попов, а потом подключил меня.

Слово «филиал» понятно, но почему он виртуальный?

Это обозначает, что мы работаем с компьютерными программами. Сотрудники Русского музея на основе своих коллекций, выставок создали мультимедийные интерактивные научные и образовательные программы, которые позволяют совершать виртуальные экскурсии по дворцам, входящим в музейный комплекс и знакомиться с произведениями искусства различных видов и жанров. То есть, не выезжая из Сыктывкара, вы посещаете любой из 5-ти Дворцов. Так, например, программа «Михайловский дворец. Виртуальная экскурсия» дает возможность ощутить себя посетителем музея, двигаться в любом направлении, останавливаться у понравившейся работы. Вообще, спектр этой программы достаточно большой. Можно увидеть не только исторические постройки. Все экспонаты, какие бы вы ни встретили во время экскурсии по тому или иному залу, программа позволяет рассмотреть, приблизив и увеличив их, увидеть даже фактуру красочного слоя, узнать, кто является автором рассматриваемого произведения, получить информацию о творчестве художника. Если посетителю интересны работы какого-либо автора, следует только набрать его имя в определенном списке и появится галерея его произведений.

С помощью образовательных программ студентам и школьникам легче объяснить, законы цветоведения, композиционные законы. Словари и глоссарии позволят студентам в кратчайшие сроки найти нужную информацию и сэкономить время на поиск.

Что представляет собой информационно-образовательный центр?

Он состоит из двух аудиторий. Первая функционирует как учебно-образовательная зона. Здесь имеется 14 компьютеров, мультимедийный проектор для воспроизведения изображения на большой экран. Вторая аудитория представляет собой мультимедийный кинотеатр. Она рассчитана на проведение мероприятий для большого количества людей, например, для показа мультимедийных и видеофильмов об искусстве.

Каковы направления деятельности центра?

Мы работаем по нескольким направлениям, которые объединены одной общей задачей: приобщение населения к сокровищнице русского искусства, к коллекциям Государственного русского музея. Первое из них – это работа со студентами пединститута, так как деятельность центра включена в образовательный процесс. Здесь проходят занятия по дисциплинам гуманитарного цикла. Студенты филологического факультета изучают культурологию, мировую художественную культуру, а будущие учителя начальных классов – методику преподавания изобразительного искусства. Кроме того, студенты факультета иностранных языков знакомятся с искусством Западной Европы в рамках дисциплины «Страноведение». Помимо этого, студенты филологического факультета на базе нашего центра дают уроки по культурологии, во время педагогической практики, а студенты других факультетов проводят воспитательные мероприятия со школьниками.

Второе направление – это художественно-гуманитарное образование и воспитание школьников. В Центре мы проводим экскурсии для детей разных возрастов.

С сентября в Центре началась работа с детьми-инвалидами. Началом хорошего дела мы считаем экскурсию для глухих детей, которую провели в сентябре. Речь экскурсовода переводил переводчик, а всю остальную информацию дети получали визуально, работая с нашими программами. В настоящее время мы работаем над проектом «Социальная адаптация детей средствами искусства». Целью проекта является содействие социокультурной адаптации и интеграции в общество детей «с проблемами» средствами изобразительного искусства.

Таким образом, функции центра хорошо прослеживаются в направлениях его деятельности…

Да, это образование и воспитание подрастающего поколения. Также внедрение новых интернет-технологий в учебный процесс, что является задачей информационного центра при вузе.

Инна Витальевна, центр работает почти восемь месяцев. Каких результатов Вы уже добились за это время?

Одним из самых важных достижений, на мой взгляд, является то, что мы включили работу центра в учебный процесс. У нас очень плотный график работы: с утра здесь занимаются студенты, а с 14 часов проходят экскурсии.

Кроме того, за это время нас посетило более двух тысяч человек, причем только за период с 11 октября по 13 ноября это были 800 человек. Я знаю центры, которые только за год 850 человек пропускают. Думаю, что это уже результат. Ведь одна из наших задач – чтобы как можно больше людей узнали о русском искусстве, о Русском музее.

С какими проблемами Вы уже столкнулись?

Силами двоих сотрудников мы с трудом справляемся с таким потоком посетителей, поэтому при Центре создается Служба волонтеров. Волонтеры будут работать по нескольким направлениям: организовывать и проводить экскурсии, работать с детьми-сиротами, детьми-инвалидами, участвовать в мероприятиях.

Вторая трудность – это нехватка финансовых средств на проведение крупномасштабных мероприятий. Поэтому мы приглашаем к взаимовыгодному сотрудничеству фирмы, организации предприятия города и республики. Причем для спонсоров мы разработали специальную программу, в которой предусмотрели особые формы деятельности. Например, «Экскурсии выходного дня» для детей и родителей, предоставляем зал для проведения презентаций, семинаров.

Каковы Ваши планы?

Мы заключили соглашение о сотрудничестве с Национальной галереей Коми для организации и проведения совместных мероприятий. Первый проект сейчас находится в стадии разработки. Образовательный семинар и дискуссия в рамках республиканской молодежной выставки «Я в настоящем, прошлое во мне».

1 июня этого года мы выезжали в детскую республиканскую больницу. Брали ноутбук, экран и проводили детишкам экскурсию, рассказывали о творчестве Васнецова. Но этим мы не ограничились. Студенты факультета начального образования организовали для детей концерт бардовской песни и подарили им подарки, сделанные своими руками. Мы собираемся продолжить эту практику и запланировали выездную экскурсию в ДРБ в дни зимних школьных каникул.

Беседовала Валентина Гончарова.