Новости Республики Коми | Комиинформ

Интервью

Интервью руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Коми Николая Лавреги агентству "Комиинформ"

14 июля 2006 года 0:1

С 1 июля 2006 года вступил в силу Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе", в который внесены принципиальные изменения по многим статьям. Закономерно трансформируются и отношения между рекламодателем и рекламораспространителем, производителем и потребителем. О новых правилах игры в области рекламы "Комиинформу" рассказал руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Коми Николай Лаврега.

- Какие принципиально новые изменения внесены в закон "О рекламе"?

- Меня все спрашивают: это новый закон или изменения в старый? Формально это изменения, потому что идеология закона осталась. Но в то же время закон новый, потому что в нем появились более четкие определения статей и терминология. К примеру, сейчас более четко дано понятие, что такое реклама и ее отличие от иной информации. Раньше многое из того, что печаталось в газетах, можно было определить, как рекламу, то есть за любой "чих" можно было привлечь. Сейчас есть ряд наименований, которые не могут являться рекламой. Появилось понятие как регламентированность. Если раньше было много споров, является ли рекламой бегущая строка и учитывать ли ее при исчислении времени, то сейчас это определено законом: она является рекламой.

Большим достижением закона "О рекламе" является то, что из средств массой информации и других источников исчезнет навязчивая реклама медицинских услуг и оборудований, лекарственных средств. Реклама лекарственных средств, медицинских услуг, медицинской техники жестко регламентирована. Для примера, сейчас уже нельзя ссылаться на конкретные случаи излечения от болезней, создавать впечатление ненужности обращения к врачу, гарантировать положительный эффект от применения таблеток.

Из рекламы алкоголя, табака и пива на телевидении с жесткими ограничениями разрешение сохранено лишь для пива и то, только для такой рекламы, в которой не используются образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации. Предупреждение о вреде чрезмерного употребления пива, как и прежде, должно занимать не менее семь процентов площади кадра и продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды. Размещение рекламной информации об алкоголе и табаке запрещено на транспорте общего пользования и рекламных конструкциях. В законе четко закреплено, что при проведении рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, запрещается привлекать несовершеннолетних к участию в их раздаче, а также предлагать им такие образцы.

- Меры административного воздействия также ужесточены?

- Административные меры действительно значительно ужесточены. Сейчас на юридическое лицо может быть наложен штраф в размере пяти тысяч МРОТ. Это порядка 500 тысяч рублей только за одно нарушение. Думаю, что ни одна газета и ни одно радио республики такую сумму безболезненно выплатить не в состоянии. Первый же наложенный штраф - это подпись о банкротстве. Поэтому, главная задача для СМИ - немедленно перестроиться. В отношении средств массовой информации сегодня в Коми УФАС России накопилось уже достаточно дел, которые ждут возбуждения. При чем заявителями являются граждане, которые справедливо негодуют, почему до сих пор не перестроились СМИ в вопросе выполнения требований нового закона о рекламе. Среди основных нарушений - это не изменение программ, в которых явно присутствует скрытая или запрещенная реклама. Много негодований нам поступает из-за того, что по всему городу развешена скрытая реклама алкогольных напитков Сыктывкарского ликероводочного завода. Управление проводит расследование, делаются соответствующие экспертизы и заключения. Думаю, что в ближайшее время в отношении виновных будут приняты самые жесткие меры. Есть правила рекламы алкогольной продукции, и они должны соблюдаться. Подчеркну, что нарушители уже будут отвечать по новому закону.

- Все положения закона вступили в силу с 1 июля?

-Нет. Отдельные положения отнесены к 2007 году. Скажем, временной фактор теле-радио рекламы будет еще более ужесточен и снижен.

- Какую бы вы дали оценку закону "О рекламе"?

- Я оцениваю этот закон положительно. Он направлен для развития этого бизнеса. Реклама по настоящему не была двигателем экономики. Рекламировалось, как правило, уже очевидное. К примеру, финансовая организация рекламировала только свое присутствие, а СМИ, стремясь подзаработать, пытались разместить на страницах газет и в эфире запрещенную или скрытую рекламу. Не было возможности надлежащим образом осуществлять социальную рекламу, потому что в старом законе не было понятного ее определения. Не было также четкой формулировки спонсорской рекламы. В новом законе все эти понятия определены.

- В этом году, возможно, вступит в силу закон "О защите конкуренции". Как вы считаете, его принятие необходимо?

- Сегодня вопрос о защите конкуренции определен двумя законами, один из которых был принят в 1991 году. "Закон о конкуренции" отстал от существующих в нашей стране экономических реалий на 7-8 лет. Новый закон, прежде чем попал на стол Президента РФ, три года блуждал по разным инстанциям, блокировался, потому что каждый в этом законе видел нарастающую силу, которой обладает Федеральная антимонопольная служба. Президент РФ высказал по данному законопроекту свое мнение 12 августа 2005 года. Это были существенные замечания, поскольку Президент РФ понимает, что антимонопольное законодательство - одно их тех, которое может реально воздействовать на ситуацию, складывающуюся в экономике. Правовая суть данного закона должна быть направлена на рост экономики в нашей стране. 5 июля 2006 году законопроект был принят во втором чтении.

Этот закон ждем не только мы, как орган в чью компетенцию входит обеспечение контроля за его исполнением, но и бизнес, который должен знать справедливые и долгосрочные правила игры. Да и органам всех уровней исполнительной власти и местного самоуправления данный закон небезынтересен, поскольку эти органы вольно или невольно являются авторами всевозможных административных барьеров, ставших сейчас одной из главных преградой на пути цивилизованного развития бизнеса. Этот закон расставит все точки над "i".

- Расскажите вкратце об основных статьях закона.

- Изменений много и они, как правило, прогрессивные, сориентированные на развитие бизнеса и защиты интересов рядовых потребителей. Вот, например, хозяйствующим субъектам законом будет дано право доказывать, что они не доминируют на рынке. В случае коллективного доминирования увеличен нижний порог с 5 до 8%. Очень важное изменение - раскрытие содержание термина "Необоснованный отказ от заключения договора". В законе введены четкие понятия о государственной муниципальной помощи - будет установлен жесткий контроль над расходованием выделенных бюджетных средств. Кроме этого, по-новому сформирован порядок деятельности антимонопольных органов. С введением нового закона изменится и административный кодекс, который будет предусматривать более значительные штрафы. Помимо этого, предполагается новый подход на отдельные статьи административных правонарушений в сфере конкуренции. Отмечу, что у нас достаточно много нарушений, связанных недобросовестной конкуренцией. Определена также программа освобождения от ответственности участников картельных соглашений. Главная идеология, заложенная в этой программе - все картельные соглашения должны предварительно согласовываться. Подчеркну, что антимонопольные органы борются не с монополистами, а с их злоупотреблениями.

Мы все ждем принятие этого закона в третьем чтении уже на этой сессии работы Государственной Думы, а это открывает возможность принятия этого очень важного и необходимого закона уже в этом году.

Беседовала Татьяна ГАЛИНГЕР, "Комиинформ".