Новости Республики Коми | Комиинформ

Рем Николаевич Ермолин

Рем Николаевич Ермолин (1926–2004) – живописец, лауреат Государственной премии Коми АССР (1972), народный художник Коми АССР (1980), народный художник РСФСР (1985), основатель династии художников Ермолиных, уроженец Ленинграда, участник Великой Отечественной войны. Учился в институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (Ленинград) на живописном факультете у В. М. Орешникова (1954-1960). Председатель Правления Союза художников Коми АССР в 1962-1964, в 1970-1986 годах.

Рем Николаевич работал в разных жанрах, но главное место в его творчестве занимают картина и портрет. Ермолин – признанный мастер большой станковой картины, отмеченной острым чувством современности. Она выражается не только в сюжете, но и в самом пластическом языке произведения, с характерными для него живописной свободой, выразительностью композиционного решения, тончайшим ощущением цвета. Источником вдохновения для художника являлась Республика Коми, взрастившая его творчество, представляющее пример искренней любви к родному краю.

Живописная одаренность Ермолина с особой силой проявилась в красочных полотнах «Усть-Цилемского цикла», история создания которого восходит к серии печорских работ. С большим профессиональным мастерством и глубокой человеческой чуткостью раскрывает художник в своих многочисленных произведениях старинный уклад жизни жителей заповедного уголка русского Севера – села Усть-Цильма, типы и характеры людей, обычаи и бережно хранимые традиции предков. Центральное полотно цикла «Усть-Цилемская горка» (1974), воссоздающее перенесенный ныне на сценическую площадку старинный весенний хороводный народный праздник, сохранившийся в Усть-Цильме до наших дней, было удостоено диплома Академии Художеств СССР (1975).

Годы работы Ермолина над циклом отмечены особой творческой плодовитостью. Кроме «Усть-Цилемской горки» цикл включает насыщенные тонкой наблюдательностью, бытовыми деятелями картины: «На Усть-Цилемской свадьбе» (1976), «В Усть-Цильме фестиваль» (1979), композиционные портреты, в которых окружение – природа, бытовая среда, предметный мир органично включаются в сотворение образа: «Усть-Цилемские подружки» (1969), «Дядя Паша» (1972), «В Усть-Цильме. Портрет Клавы Булыгиной» (1974), «Усть-Цилемка перед зеркалом» (1976); пейзаж: «Рыбпункт выходной» (1967), «Усть-Цильма» (1967), «Усть-Цилемский берег» (1972), «В Усть-Цильме дождь» (1976); натюрморт: «Печорские караси» (1969), «Рыбы вялятся» (1971).

Рем Ермолин участник зональных выставок «Советский север», выставок «Советская Россия». Его творчество неоднократно экспонировалось за рубежом в Германии (1962, 1972), Польше (1971), Чехословакии, Румынии, Монголии (1972), Болгарии (1978). Кроме Сыктывкара (1977, 1985) персональные выставки художника проходили в Москве (1976) и Ловече (Болгария. 1984, 1986). Произведения Ермолина хранятся в Национальной галерее Республики Коми.