Новости Республики Коми | Комиинформ
Калининградская область имеет уникальный статус среди российских регионов. Это эксклав, который отделен от основной части страны государственными границами других стран. Поэтому грузоперевозки в Калининград всегда дороже и дольше - транспортные компании учитывают время на простои на таможенных пунктах и сложности с заполнением транзитных документов. Основной грузопоток идет через Литву или Польшу, которые входят в Евросоюз, а значит, и документы должны быть оформлены по стандартам этого экономического альянса.
Можно доставлять грузы через Беларусь, она входит в Таможенный союз, у которого проблем с бумажной волокитой чуть меньше. Однако стоимость такой доставки выше - дальнобойщикам приходится делать немалый крюк. Есть вариант и вовсе обойтись без пересечения чужих границ - например, доставить товары по Балтийскому морю через порт Усть-Луга в Ленинградской области. Но при такой пересылке увеличивается стоимость - расстояние здесь больше. К тому же из-за погоды грузоперевозки могут быть запрещены. Перевозки по морю менее безопасны, чем по автомобильным трассам - поэтому дальнобойщики и фуры остаются самым популярным способом доставить товар в эксклав.
Наиболее быстрый и дешевый способ доставки товаров в Калининградскую область - через Литву и Польшу. И как раз на этом направлении последний месяц российских дальнобойщиков встречают проблемы.
С чего все началось
Как сообщает представитель калининградской транспортной компании «Сократ», как раз специализирующейся на доставке грузов в Калининград, еще с начала февраля на литовской таможне начали формироваться огромные очереди из фур. Как заявила литовская сторона, причиной тому стал плановый переход на новое программное обеспечение, которое Литва начала еще 8 февраля. Теперь перевозчики должны подавать декларации в новых формах, что и вызвало увеличение срока оформления. Пока идет наладка системы, время на прохождение таможни будет увеличено.
Как отмечают эксперты, такая сложная ситуация сложилась и из-за остатков миграционного кризиса между Белоруссией с одной стороны и Литвой, Латвией и Польшей с другой стороны. Пункты пропуска работают не в полную силу, некоторые и вовсе закрыты, поэтому нагрузка на остальные границы возросла. В самые сложные дни на границе между Калининградом и Литвой стояло около 4 тысяч фур, и время ожидания проезда составляло до 10-11 суток.
24 февраля началась специальная военная операция России на Донбассе, и отношения между Европой и Россией резко обострились. Заложником в этом противостоянии стала Калининградская область как самый удаленный от основной части страны регион, окруженный со всех сторон европейскими странами с враждебной риторикой.
В последнее время на литовской границе снова выстроились очереди из фур. Пограничники Беларуси заявили, что очередное обострение транспортный коллапс получил из-за ухудшения обстановки на границе с Польшей, где крайне медленно идет оформление грузов, которое еще больше тормозят протестующие. Не помогает быстрой доставке грузов в Калининградскую область и закрытие погранперехода Кузница Белостоцкая. По оценкам белорусов, через польскую границу сейчас переходит не более 50% от пропускной способности. Литва и Латвия пропускает чуть больше, но их показатели держатся на уровне 60-65% от стандартной пропускной возможности.
По данным белорусских таможенников, очереди из фур на польской границе были спровоцированы и повышенным вниманием польских пограничников к содержимому грузовых автомобилей, следующих из Белоруссии в Россию. Проверка была усилена в начале апреля, чтобы санкционные товары не попадали в Россию через территорию Белоруссии. Из-за этого время ожидания в очереди фур растянулось до 80 часов.
Теперь пограничники досматривают каждую машину, чтобы быть уверенными, что в грузовиках не перевозится продукция двойного назначения. Такое указание - ужесточить таможенный досмотр - дали и министр финансов, и министр внутренних дел Польши.
Протесты
Протестующие на границах - еще одна причина ухудшения транспортного сообщения Калининграда с большой землей. Здесь регулярно устраиваются несанкционированные акции протеста против российских дальнобойщиков. Для примера - в конце апреля люди, завернутые в украинские флаги, перегородили путь российским дальнобойщикам на литовско-белорусской границе. Проезд удалось восстановить только через полчаса, когда на место приехали полицейские. Они остались дежурить на этом участке дороги, но такие стихийные акции протеста вспыхивают на границе регулярно.
Не способствуют спокойствию на погранпереходах и сами дальнобойщики. Водители, уставшие от многодневных пробок на границе, устраивают драки. Очевидцы делятся видео с литовской границы, где дальнобойщики, вооружившись палками и цепями, идут в атаку друг на друга. К счастью, такие конфликты редки и быстро гасятся коллегами драчунов.
Добавляет напряжённости и ситуация на польской границе. Раньше через нее шел большой грузопоток, сейчас дальнобойщики стараются поехать через Литву и Латвию, даже если придется сделать крюк. Почему? Потому что все чаще работа погранпереходов блокируется протестующими. Прямо на границе собираются люди с антироссийскими плакатами и украинскими флагами и атрибутикой, полностью парализуя работу таможни. В конце марта такой протест растянулся на неделю - в это время ни одна фура не проехала через переход, а очередь растянулась больше чем на 50 километров.
Эти протесты не санкционированы, но их не торопятся разгонять - сам премьер-министр Польши заявил, что поддерживает протестующих, и призвал Евросоюз разорвать все торговые отношения с Россией. Полиция оттесняет митингующих, не применяя особого насилия, но через пару часов они возвращаются. Дальнобойщики с российскими номерами подвергаются нападкам, чаще словесным, но случаются и потасовки с активистами. Такая ситуация вынуждает транспортные компании вести свои доставки через другие страны, например Литву, что повышает напряжённость уже на литовских переходах, и без того перегруженных.
Что говорит Литва
На фоне постоянно усиливающихся антироссийских санкций Литва как активный член Евросоюза не смогла остаться в стороне. Она уже сделала ряд резких заявлений и даже действий, в частности, даже отозвала своего посла в России и выслала российских дипломатов из Вильнюса. Наконец страна решила воспользоваться самым мощным своим оружием и после отказа от импорта российского газа заявила, что может полностью перекрыть границу с Калининградом, тем самым блокируя самый популярный и дешевый путь российским дальнобойщикам.
По заявлениям крупных литовских политиков, это решение должно быть общеевропейским, то есть принимать его будет Евросоюз, и об окончательном решении говорить пока рано, но дискуссии о блокаде Калининграда идут. Интересно, что даже при гипотетическом закрытии границ Литва продолжит перекачивать через свою территорию российский газ для нужд остального Евросоюза.
Пока верхушка Евросоюза думает о транспортной блокаде Калининграда, непосредственные участники отрасли в Литве подсчитывают убытки от такого возможного решения. Министр транспорта Литвы уже обнародовал колоссальную для небольшой страны цифру - 72 миллиарда евро в год. Именно столько будет терять Литва, если будет закрыт восточный маршрут грузоперевозок. При этом министр тут же сделал заявление, что страна готова понести такие убытки - ведь главное здесь идея, а не расходы. Ежегодно границу Литвы пересекает 824 тысячи автомобилей, и больше половины из них - российские фуры. В прошлом году доходы именно от восточного направления и российских грузовиков составил больше 67 миллионов евро, почти половина от доходов всего восточного направления.
Правда, на следующий день тот же министр транспорта делает уже другое заявление - что даже теоретически невозможно отрезать Калининград от транзита товаров. Ведь Россию и Евросоюз связывает международный договор, по которому Россия имеет право беспрепятственно, с условием прохождения таможенного контроля, отправлять свои грузы на свою же территорию, какой является Калининградская область.
Министр даже сказал, что даже если Евросоюз примет решение о полном эмбарго России, для Калининградской области придется сделать исключение.
Что говорит Россия
За первые недели со дня начала спецоперации на Украине Россия успела подготовиться к самым разным сценариям развития событий - вплоть до крайних. Как заявили в Совете Федерации, Россия надеется на то, что у западных политиков “хватит мозгов” не блокировать Калининградскую область, иначе эту блокаду придется “вскрыть”. Все действия, направленные во вред Калининграду, это игра с огнем, которая может фатально закончиться для Европы. Российские эксперты отмечают также, что Литва постоянно шантажирует Россию ее же территориями - задерживает отправку газа на границах или заставляет облетать свою страну.
Что происходит на литовской границе сейчас
“На восточном фронте без перемен” - на литовской границе по-прежнему стоят в очереди фуры. Время ожидания доходит до 3-4 дней, что уже привело к увеличению вдвое рейса дальнобойщиков по маршруту Москва-Калининград-Москва. Грузы со скоропортящимися товарами отправляют через Латвию, так дальнобойщики могут сэкономить до 3 дней пути. Ежедневно в Калининградскую область с российской стороны приезжает около 300 груженых фур.
По данным на 6 апреля, на литовско-российской границе скопилось более полутора тысяч фур, они распределены по 5 пропускным пунктам. На польской таможне стоит около 700 фур, они тоже ожидают въезда.
Трехдевные задержки пересечения границы бывали и раньше, но сейчас они происходят на фоне небывалого обострения отношений России и Евросоюза и разрыва ранее установленных крепких междунаролных связей. 11 ноября 2002 года Литва, Россия и Евросоюз подписала договор, предусматривающий упрощенный порядок пассажирского и грузового транзита в Калининградскую область и обратно. Литва обязана не мешать проезду российских автомобилей в свой регион и всячески ему способствовать. Пока этот договор в силе и разрывать его никто не собирается. Решение о закрытии границ принимается Советом Евросоюза, причем проголосовать за него должны все страны единогласно.
Но при текущей обстановке готовиться нужно к любому сценарию. Поэтому Россия уже рассказала о мерах, которые она предпримет в случае транспортного эмбарго. С помощью паромов, регулярно курсирующих по Балтийскому морю, в Калининградскую область доставляется не более 20% грузов от необходимых объемов. Остальные 80% доставляются автомобильным транспортом. Область намерена изменить этот перекос и увеличить грузопоток через морские пути. Грузовых паромов на маршруте Усть-Луга - Балтийск должно стать больше - для этого уже готовы программы по субсидированию морских перевозок. Сейчас здесь работает всего 3 судна, и на днях должен появиться еще один паром.
Часть грузопотока должен взять на себя новый аэропорт с удлиненной полосой и просторными терминалами - в них могут храниться большие объемы грузов. Сейчас самолеты летают над нейтральными водами, обходя европейские территории, но лишние 20-30 минут полета не особо влияют на стоимость грузоперевозок.
Паники в Калининградской области не наблюдается, все компании работают в обычном режиме, и дефицита товаров, в том числе продуктов, нет. Страны Прибалтики давно были настроены на расторжение отношений с Россией, всячески это демонстрируя последние 20 лет, и очередные необдуманные заявления не стали сюрпризом для российской стороны. Пока все говорит о том, что поставки товаров в Калининградскую область будут продолжаться в прежнем объеме, пусть и с задержками на границе из-за перенаправления транспортных потоков. Россия ждет от стран-соседей прагматичного отношения к общим границам и взвешенной и самостоятельной оценки международной ситуации.
Реклама
09.04.2022