Новости Республики Коми | Комиинформ

Международная регистрация товарного знака: порядок по мадридской системе

Каким может быть товарный знак

Обозначение продукции, которое позволяет отличить её от других, называется товарным знаком. Благодаря маркировке производители имеют возможность выделить свою продукцию, а покупателям – узнавать любимый бренд из множества других.

В качестве знака можно использовать слоган, графическое изображение, звук или комбинацию из нескольких элементов. К примеру, компании разрабатывают этикетку с логотипом, упаковку и музыкальное сопровождение. Под запретом являются эмблемы государств, международных компаний, термины и прочие обозначения, которые могут запутать потребителей.

Для того, чтобы сохранить за собой право на торговлю за пределами своего государства, необходимо оформить маркировку своего продукта на международном уровне. Если этого не сделать, возникнет риск совпадения с иностранными компаниями. За это можно получить повестку в суд по обвинению в сбыте контрафактной продукции.

Наличие международного товарного знака за границей обеспечивает защиту для компании-производителя. Как вариант, она даёт право в законном порядке требовать компенсацию за плагиат или распоряжаться франшизами по своему продукту.

Если продажа планируется в определённых странах, тогда можно оформить товарный знак отдельно в каждой из них. Но если в планах есть расширение списка стран, то удобнее будет зарегистрировать товар на международном уровне.

Самой практичной является Мадридская система регистрации международного знака, которая обеспечивает правовое сопровождение товарного знака одновременно в нескольких государствах.

На данный момент в список стран, которые поддерживают мадридское соглашение, входят: Канада, все страны Европы и Азии, а также члены СНГ (содружества независимых государств) и развитые Африканские страны.

Преимущества процедуры по Мадридской системе

Этот способ регистрации самая известная по всему миру, так как имеет ряд существенных преимуществ:

  1. В сообщество Мадридского Союза входят 122 страны.
  2. Механизм оформления товарных знаков самый упрощённый.
    • Для этого требуется только подать заявление на одном из трёх языков (английский, испанский или французский), а также уплатить государственный налог.
  3. Сертификат данного образца соответствует всем требованиям каждого государства, входящего в состав сообщества.
  4. Документы принимаются централизовано.
  5. Есть возможность выбирать страны, на территории которых будет действовать товарный знак.
  6. Оплата производится только в швейцарских франках для всех участников.
  7. Срок, за который предусмотрен для рассмотрения заявки, составляет 12-18 месяцев. Если за этот период предприятие не получило официальный отказ, тогда товарный знак считается официально признанным в той стране, где он производится.
  8. Значительно дешевле выходит, если сравнивать с классической механизмом регистрации.
  9. Срок действия имеет конкретную дату, когда охранный документ теряет свою силу.

Неважно, в каком государстве будет оформляться товарный знак, всё равно нужно подавать национальную заявку для оформления внутри страны. И только после оформления внутри страны, можно подавать на международную регистрацию. Так как товарный знак, который был оформлен внутри государства, имеет силу только внутри него. Но если масштабы производства подразумевают выход на международный уровень, не обойтись без международного оформления товарного знака.

Для того, чтобы подать заявление для регистрации товарного знака, обязательным условием для индивидуальных предпринимателей или юридических лиц является гражданство одной из стран Мадридского соглашения.

Как оформить ТЗ

Первым этапом является предварительный поиск товарного знака. Это самый важный момент, так как именно в этот период происходит поиск и исключение уже имеющих подобных знаков, зарегистрированных ранее.

На втором этапе комплектуется пакет документов, который необходим для оформления заявки на регистрацию товарного знака по международной системе, входят:

  1. Письмо правообладателя с заявлением на предоставление международного прошения во Всемирную организацию интеллектуальной собственности. В нём нужно указать все необходимые реквизиты.
  2. Один заполненный бланк Всемирной Организации Интеллектуальной Собственности согласно всем требованиям Мадридского соглашения. Вся подробная информация находится на официальном веб-сайте ВОИС.
  3. Квитанция об оплате государственного взноса за заявление и расходы на пересылку материала для регистрации в международной системе (4900 рублей – по данным 2020 г).
  4. Документ, который подтверждает, что международная пошлина была оплачена. Это производится в единой валюте – швейцарские франки. Его можно подавать вместе с заявлением, а также в течение 3 месяцев после уведомления МБ ВОИС заявителю. Эта сумма составляет 653 франка или 48000 рублей.
  5. Оригинал или копия доверенности, которая была заверена обладателем заявления, базовой регистрации или патентом.
    Если при оформлении заявки была допущена ошибка или замечено нарушение требований к составлению документации (или если пакет был неполный), её могут отклонить и вернуть обратно.

А для граждан РФ необходимо подавать документы через ФИПС (Федеральный институт промышленной собственности). Это возможно осуществить как самостоятельно, так и с помощью доверенного лица, которое профессионально оказывает помощь в регистрации международного товарного знака, бренда, логотипа.

На третьем этапе возможна передача заявления в организацию «ВОИС».

В федерально-экспертной организации все заявки, которые поступают к ним, вместе с полным набором документов, направляют во Всемирную организацию интеллектуальной собственности.

На четвёртом этапе проводится экспертная проверка. Все заявки, полученные с ВОИС, проходят экспертную оценку, по результатам которой проверяется весь объём документов на соответствие всем требованиям.

На пятом этапе производится регистрация, на основе которой выдаётся сертификат. При условии, что на предыдущем этапе проверка прошла благополучно, организация «ВОИС» предоставляет сертификат, который подтверждает, что товарный знак подлежит внесению в международном реестре. Данный сертификат отправляют его законным правообладателям или лицам, которые представляют их интересы.

На шестом этапе направляется заявка во все страны, которые были указаны в заявлении, на регистрацию.

На седьмом этапе проверяются все заявки на соответствии требованиям законов всех государств, где была подана заявка. А также проводится проверка, которая покажет, не нарушают ли она права уже существующих товарных знаков или тех, которые находятся на стадии проверки.

На восьмом этапе происходит занесение в реестр. Если всё прошло успешно, тогда заявителю приходит извещение об удачном прохождении регистрации, а если права существующих товарных знаков нарушаются этой заявкой, то на адрес заявителя будет отправлен отказ. Соответственное решение фиксируется в общем реестре.

Срок действия утвержденных заявок

На рассмотрение заявления международной регистрации товарного знака даётся определённый период времени, который зависит от различных обстоятельств. Максимальный срок 18 месяцев, но в некоторых случаях его могут увеличивать до 22 месяцев.

Мадридская система регистрации предоставляет товарным знакам правовую безопасность в течение 10 лет. За 6 месяцев до истечения этого времени правообладателям высылают уведомления, которые сообщают об этом.

Для продления международной регистрации нужно оплатить пошлину в течение последних трёх месяцев её действия.

В каких случаях сокращается срок действия товарного знака

Бывают ситуации, когда товарный знак оспаривают и признают недействительным в организации по вопросам патентных споров, и срок действия может истечь раньше времени. Это вероятно в тех случаях, когда регистрация товарного знака проходила с нарушением (согласно причинам, изложенным в статье №1483 Гражданского Кодекса России).

Также это возможно в том случае, если было доказано, что правообладатель товарного знака злоупотребляет своими правами или недобросовестно использует его. Также правообладатель рискует лишиться товарного знака, если за три года он его ни разу не использовал (об этом гласит статья №1486 Гражданского Кодекса РФ). Оспорить такое решение правообладатель имеет право в Суде по вопросам интеллектуальной собственности. Если правообладатель товарного знака сумеет доказать, что он использовал ТЗ, тогда решение о прекращении срока действия можно отменить. Но в противном случае все права на использование знака будут прекращены раньше указанного срока.

Изменения, которые можно внести при Мадридской системе регистрации

В международный реестр, при необходимости, можно вносить следующие изменения:

  • сменить адрес правообладателя;
  • имя или фамилию;
  • передать права на руководство;
  • обновить список товаров и услуг;
  • изменить информацию о представителях компании;
  • обновить запись о состоянии лицензии и международной регистрации.

Чтобы это сделать, владелец может произвести внесение изменений в товарный знак и заявку обратившись в патентное бюро или выслав письмо с прошением на адрес Международного бюро специальный бланк и оплатить налоговый сбор.

Данная система международной регистрации открывает для всех её участников новый этап развития бизнеса, как в пределах одного государства, так и на международном уровне.

Реклама

11.11.2021