Новости Республики Коми | Комиинформ

Что дает облачный гейминг игрокам: преимущества и недостатки решения

Фото предоставлено рекламодателем

С появлением на рынке медийных развлечений сервиса Netflix термин «стриминг» прочно вошел в обиход пользователей интернета. Платформа имеет 148 миллионов подписчиков, лидирует в поставке кинолент и сериалов на основе потокового мультимедиа. Столь грандиозный успех компании и выбранной ей бизнес-модели не могли не заметить гиганты индустрии гейминга. Они немедленно приступили к разработке аналогичных решений для компьютерных игр.

Пока никто еще не выпустил совершенный продукт. Никто не заинтересовал миллионы поклонников виртуальных развлечений. Сказываются технические и другие ограничения. Однако термин «Netlflix for games» закрепился за группой схожих проектов, работу над которыми ведут сотрудники крупнейших IT-концернов. В перспективе такие платформы должны позволять пользователям играть в компьютерные и азартные игры с помощью любых устройств вне зависимости от их характеристик. Это позволит получить полную альтернативу небезызвестным игровым клубам, и просто сделает жизнь геймеров проще. Все тяжелые операции и расчеты будут производиться в облаке, в то время как адреналин и азарт пользователь продолжит получать старым способом. Из принципа работы этих систем следует их второе название – сервисы облачного гейминга.

Особенности облачного гейминга

Взаимодействие с игровым и азартным миром в случае Cloud Gaming в корне отличается от традиционного. Здесь человеку не нужен громоздкий компьютер с мощной видеокартой или ноутбук, которые стоят пару тысяч долларов. Запуск игрушки происходит на удаленном сервере поставщика услуг. При этом индивид управляет действиями героя с собственного устройства. Команды передаются на оборудование корпорации, где и происходит их обработка. Серверная станция стримит видеоигры клиенту.

Эксперты выделили три категории «Gaming on demand» (гейминга по требованию) с учетом принципов работы использующейся технологии:

  • Command Streaming (CS),
  • Video (VS),
  • File (FS).

Каждый вариант имеет ряд технических особенностей, поэтому о них стоит сказать отдельно.

Command Streaming

Технология подразумевает использование потоковой передачи команд. Обработка логики компьютерной или азартной игры, графических инструкций происходит в облаке. Рендеринг переносится на устройство пользователя и осуществляется в локальном режиме. Такая схема уменьшает нагрузку на сеть, так как для передачи нужных данных требуется канал с малой пропускной способностью.

В этом важное преимущество CS в сравнении с Video Streaming, которая нуждается в передачи видео. Этот способ стриминга также снижает задержку (latency), так как отсутствует необходимость в кодировании и декодировании видеоданных. Узким местом методики являются ограничения в плане графики, налагающиеся GPU устройством пользователя. Подобная картина сейчас характерна для классического ПК-гейминга. Разница лишь в том, что здесь меньшую роль играют другие технические нюансы (тип и объем RAM, процессор и так далее).

Video Streaming

В схеме с потоковым интерактивным видео пользователь отправляет на серверную станцию команды ввода, управляя процессом в удаленном режиме. Все инструкции обрабатываются в облаке, что позволяет использовать устройство с минимальной конфигурацией. Видео геймплея стримится (передается) клиенту. Сигнал декодируется локально на стороне клиента, который видит сформированную картинку. Видеостриминг дает возможность играть, используя максимальные настройки графики. Однако, чтобы процесс был комфортным, необходимо иметь стабильный интернет. В противном случае зависаний и ошибок не избежать.

File Streaming

В этом случае осуществляется потоковая передача файлов. Технология позволяет приступить к компьютерной или азартной игре после того, как загрузится 5 % файлов. Остальные данные передаются в фоне. Схема сокращает траты разработчиков за счет экономии на производстве физических носителей и отправке патчей игрокам. Минусом решения является использование вычислительных мощностей компьютера клиента, что обуславливает высокие требования к системе. Без мощного ПК или ноутбука при использовании File Streaming попробовать силы в современных проектах у геймера все равно не получится. Этот жирный минус делает File Streaming наименее привлекательным способом стриминга.

Виды потокового мультимедиа

Потоковое мультимедиа делится на 2 типа с учетом того, имеет ли сервис собственную библиотеку игр.

  • В первом случае пользователь заказывает ключ у поставщика услуг либо в Steam, чтобы использовать контент библиотеки, предлагающийся платформой.
  • Вторая ситуация подразумевает покупку геймером ресурсов в облаке и переносе туда приобретенных игр. Здесь сервис не располагает своей Library.

Оба варианта могут быть востребованы заказчиками. Возможно, одной из фирм удастся объединить в одном продукте обе функции, что даст ей серьезный конкурентный бонус.

Плюсы и минусы Cloud Gaming

У решения есть много преимуществ, которые заставляют ждать выхода готового продукта миллионы геймеров. Не лишена технология и недостатков. От многих из них разработчики надеются избавиться со временем.

Преимущества технологии

К плюсам технологии стоит отнести следующие факторы:

  • нет регулярного обновления компьютерных комплектующих,
  • быстрый запуск игр,
  • независимость от географического положения,
  • кроссплатформенность,
  • возможность интеграции.

Для пользования сервисом игрок не нуждается в покупке оборудования, которое может стоить тысячу долларов и больше. Часто бывает, что человеку нравится определенный продукт, и за него он готов платить. Его могут не интересовать сотни других предложений индустрии, и в этом случае индивиду нет смысла покупать дорогой ПК, чтобы насладиться любимой игрой. В этом случае проще вообще отказаться от знакомства с желанным проектом. Наличие стримингового сервиса для геймеров даст таким людям шанс исполнить мечту без затрат на консоль или дорогой компьютер. Любой желающий оценит The Last of Us или Red Dead Redemption 2, не имея под рукой соответствующего устройства.

Red Dead Redemption 2

Инсталляционные файлы часто занимают от 10 Гб свободного пространства. Для их распаковки нужно и того больше. Проект 2019 года легко «скушает» 30-50 Гб. Установка занимает немало времени, даже производительное железо не всегда спасает от ожидания. Cloud Gaming решает эти проблемы. При пользовании услугами гейминга в облаке не имеет значения, в какой части света находится пользователь. Важно лишь, чтобы у человека был стабильный скоростной интернет. Еще один плюс – отсутствие привязки к платформе. Ведь здорово попробовать консольные РПГ и шутеры, не покупая саму приставку на $400-$500.

Недостатки решения

Любая технология не состоит исключительно из одних достоинств. Есть минусы и у стриминговых платформ для геймеров. Главные недочеты платформы:

  • платная подписка,
  • обязательное наличие высокоскоростного интернета,
  • потеря актуальности купленной консоли или дорогого компьютера.

Пользование сервисами облачного гейминга потенциально выгодно клиентам. Но пока не ясно, какую политику цен будут использовать поставщики услуг. В итоге может выясниться, что приобрести собственный мощный ПК все равно будет разумнее, чем пользоваться облачными сервисами. Наверняка Cloud Gaming будет вовсе не дешевым удовольствием. Востребованный российский сервис Playkey установил за пользование своими услугами такой тариф: 1 рубль за 1 минуту. Легко подсчитать, сколько потратит за месяц геймер, находящийся онлайн на платформе 3 часа в сутки. Чтобы купить годовую подписку при таком уровне пользования, необходимо подготовить 65000 рублей.

Егор Гурьев - основатель стримингового сервиса

Егор Гурьев, который основал стриминговую российскую компанию, считает облачный гейминг привлекательнее даже при таком раскладе в сравнении с покупкой мощного ПК. «Только на приобретение видеокарты уйдет от $600 до $1000. Это не говоря о стоимости остального железа. Для покупки адекватного игрового компьютера сегодня нужно иметь в кармане не меньше $2000. Пользование услугами нашего сервиса делает такие траты излишними. Человек также экономит на будущих обновлениях оборудования», – прокомментировал ситуацию бизнесмен.

Российский предприниматель считает, что со временем стоимость минуты игры в облаке может упасть. Этому будет способствовать рост аудитории. Он также отметил гибкую тарифную политику, которая дает возможность много играющим пользователям экономить. Например, месячную подписку можно приобрести за 1000 или 2000 рублей.

Наличие высокоскоростного интернета

Чтобы играть в игры с хорошей графикой посредством Gaming on demand, необходимо иметь надежное высокоскоростное интернет-соединение. При отсутствии такового стабильной работы сервиса ждать не стоит. Лаги и задержки отобьют охоту у любого игрока. Для одиночных проектов типа Skyrim такие сетевые инциденты не столь критичны, но для той же многопользовательской Dota 2 последствия будут фатальными.

Далеко не всем людям понравится то, что их дорогие компьютеры, ноутбуки и консоли можно отправить в утиль, так как появилась возможность недорого играть в облаке. Впрочем, эту проблему скорее можно считать надуманной. Обладатели устройств стоимостью от $500 до $3000 могут продолжать наслаждаться играми с их помощью. Разработчики в ближайшие 10 лет не будут планировать перевод всех игроков на облачные технологии.

Вопрос графики и лецензирования

Для оптимизации потокового видео стриминговые платформы сжимают контент, что сказывается на качестве картинки. Особенно плачевно выглядит результат у клиентов с небольшой пропускной способностью канала. Чтобы сервисы завоевали большую аудиторию, стандарт 5G должен быть распространен повсеместно. Его внедрение позволит передавать в десятки раз больше данных в секунду в сравнении с 4G. Это снизит задержки и улучшит качество изображения. Планируется, что повсеместное распространение сети 5G получат в РФ через 5 лет.

Кроме того, создателям специализированных сервисов предстоит еще решать вопросы лицензирования. Частично они уже улажены, но пока здесь имеются определенные пробелы. Например, на том же Playkey нельзя просто зарегистрироваться и пользоваться всеми поделками, представленными в Steam. Можно играть в уже купленные тайтлы или пробовать ограниченное число проектов, которые предлагает платформа: Fifa 2018, Witcher 3, Fortnite, GTA V и ряд других.

Рынок облачного гейминга

В конце 2018 года компания Newzoo опубликовала обновлённые прогнозы по росту игровой индустрии. Так, в 2019-ом объём мирового рынка превысит $145 миллиардов (почти на 11% больше, чем в 2017 году). Прогнозируется, что в 2021 году эта цифра достигнет уровня $174 млрд. При этом 50 % придется на мобильный сегмент. Россия, если верить отчетам агентства, приносит разработчикам $1,7 млрд. РФ по этому показателю находится на 11 месте мирового рейтинга.

Финансовые перспективы гейминга в облаке пока оцениваются скромно. Ожидается, что в 2019 году продажа соответствующих услуг принесет владельцам сервисов $3 миллиарда. Например, рынок OTT-видео стриминга, на котором сегодня доминирует Netflix, в США в 2018 году достиг отметки почти $25 млрд.

Реклама

09.04.2019