Новости Республики Коми | Комиинформ

МФО России планируют развиваться за рубежом

Российские МФО уже несколько лет не выходили на международный рынок. Однако после временного перерыва компании снова начинают вести деятельность за рубежом. К примеру, ГК Eqvanta основала свое представительство на территории Вьетнама, а «Финбридж» планирует открыть филиал в Индии.

Другие страны привлекают российские компании высокой численностью населения и низким распространением финансовой деятельности. Из минусов можно выделить нестабильный курс валют, специфичные местные законы, трудности в оценке платежеспособности заемщиков.

Открытие представительства на вьетнамском рынке для ГК Eqvanta стало первым международным опытом в компании. До этого она вела деятельность только в России. По словам генерального директора Андрея Клейменова, чтобы проект начал приносить прибыль, потребуется вложить в его развитие около 2 млн $. Эти расходы пойдут на оплату консалтинговых услуг, создание первоначального капитала для выдачи займов, IT-инфраструктуру. По оценке эксперта, можно ожидать возврата вложенных средств и выход на прибыль не раньше, чем через 3 года.

Eqvanta не сразу остановила свой выбор на Вьетнаме. Тщательно были проанализированы европейский, азиатский, африканский рынки. Наибольшим потенциалом обладает Юго-Восточная часть Азии. Здесь проживает около 100 млн человек, а распространение финансовых услуг находится на очень низком уровне. Большинство местных жителей не имеет доступа даже к банковским продуктам. Но в то же время, интернет и современные технологии в этих странах достаточно развиты. На каждую тысячу жителей приходится в 2 раза больше гаджетов, чем в России.

Попытки выхода российских МФО на международный рынок предпринимались и ранее

К примеру, «Финбридж» на протяжении 3 лет занимается развитием платежного сервиса на территории Филиппин и Вьетнама. В планах компании было выйти на индийский рынок в марте, но из-за пандемии коронавируса запланированные цели пришлось отложить. Сегодня эпидемиологическое положение в Индии очень напряженное. По словам управляющего партнера МФО Леонида Корнилова, «Финбридж» не отменяла своих планов, а временно приостановила. Сейчас руководство организации готово вложить в реализацию проекта 10 млн $. Этот рынок открывает большие перспективы для развития компании.

Еще одна МФК, которая стремится к международному рынке - Webbankir. По словам генерального директора организации Андрея Пономарева, наиболее привлекательны на сегодня азиатский и латиноамериканский рынки.

Известный в РФ кредитор "Лайм-займ" (Lime Credit Group) в течение нескольких лет осуществляет свою деятельность на территории Мексики и ЮАР. По словам Алексея Нефедова, генерального директора предприятия, все микрофинансовые организации стараются выбирать перспективные, развивающиеся рынки, где показатель микрокредитования возрастает на 40-70% ежегодно. Другой важный фактор - численность населения. "Лайм-займ" ориентирован на государства с численностью от 30 млн человек. Но самое главное - это особенности местного законодательства.

Как только компания принимает решение выйти на международный рынок, она сознательно идет на риск. По словам частного предпринимателя в области микрокредитования Георгия Шабада, все рынки отличаются особенностями регулирования, уровнем безопасности, процедурой идентификации, потребительскими привычками, уровне доходов населения, правилами проведения скоринг-оценки. Помимо этого, нельзя забывать о валютном риске. Все операции за рубежом проводятся в USD, но активы числятся в местной валюте, а в развивающихся странах наблюдается нестабильность национальной валюты к доллару.

Правильный ли тренд

Многие эксперты считают, что перед выходом на международный рынок система микрофинансирования должна идеально работать в России.

В одном интервью глава Почта банка Дмитрий Руденко сказал, что микрокредитование только выглядит простым и технологичным способом решения проблем. За этим скрыто перекредитование населения, которые вынуждены брать новые займы, чтобы расплатиться по старым долгам. Деятельность МФО должна регулироваться более строго.

Сегодня, действительно, многие микрофинансовые компании одобряют выдачу денег в долг практически всем, даже онлайн займы лицам с плохой кредитной историей, что по мнению экспертов, лишь разбалансирует систему.

Однако есть и другие суждения. Выход российских МФО на зарубежный рынок - логичный и закономерный путь развития в области микрокредитования. По словам Эльмана Мехтиева, председателя совета СРО "МиР", азиатский, латиноамериканский и африканские рынки, которые чаще всего привлекают российские МФК, обладают огромным потенциалом для бизнеса. С другой стороны, если компания выходит на рынок других стран, значит она уже исчерпала свои ресурсы в России и будет действовать по отработанной на практике модели.

Реклама

29.04.2021