Новости Республики Коми | Комиинформ

Рентген можно использовать для выявления поддельных картин

Произведения искусства стоят очень и очень дорого, поэтому не странно, что их пытаются подделывать. Ценники на оригиналы могут достигать тысяч и миллионов долларов, купить фейк вместо настоящей картины никто не хочет. Учитывая, какие суммы стоят на кону, мошенники тоже не дремлют. Они умудряются изготавливать такие искусные подделки, которые практически неотличимы от подлинных картин.

Специалисты говорят: "Нам приносят на проверки оригинальности более сотни дорогих произведений искусства ежемесячно. Минимум 50% оказываются подделками – и это очень много". Директор компании А. Попов упоминает основные типы подделок – создание с нуля, ошибочное авторство и перелицовка. Перелицовка применяется чаще всего – берется старое, но не очень ценное полотно, подпись настоящего художника стирается, наносится другое имя. Чтобы воспользоваться данным методом, нужна определенная растиражированность темы – например, кроме Айвазовского, море рисовали многие мастера пера.

Реже используется метод создания полотна с нуля. Чтобы подделку не вышло определить только по возрасту холста, мошенники берут старые картины, стирают изображения, пишут по холсту сами. Ошибочное авторство идет корнями из разных семейных легенд. Прабабушка говорила, что картина в гостиной оригинал, остальные члены семьи подхватили ее версию, позже решили осуществить продажу по соответствующей цене. В данном случае далеко не всегда имеет место быть злой умысел.

Самый простой и верный способ обнаружить подделку – рентген

После попадания на экспертизу полотно осматривает специалист. Он обязательно изучает творчество автора, известное на данный момент. Нередко картина отсеивается уже на этом этапе, поскольку просто не соответствует тематике, времени и прочим параметрам. Если есть шансы на подлинность полотна, исследование продолжают. Облицовку проще всего будет определить с помощью микроскопа. На картинах со временем образуются трещины или кракелюр. Когда подпись наносилась на старую картинку, свежая краска затекает в трещины, под микроскопом они окажутся неразличимыми.

Ручной осмотр, анализ творчества – классические методы, которые активно используются по сей день, но есть и другие. Все чаще искусствоведы начали говорить о возможности проверки картин с применением рентгена. Ультрафиолетовый, инфракрасный свет позволяет точно рассмотреть подготовительный рисунок в основе холста, обнаружить следы реставрации. Искусствоведы знают, что тот же Айвазовский во время работы над картинами карандашом рисовал линию горизонта, а потом уже брал в руки краски. Если указано авторство Айвазовского, и под тонким слоем краски обнаруживается карандашная линия, полотно явно подлинное. Рассмотреть их поможет ИК-камера. Она реагирует на графит и демонстрирует исследователям подготовленный изначально карандашный рисунок, вспомогательные линии.

Значимой частью исследования будет сравнение рентгенограмм изучаемых работ с рентгенами тех полотен, которые точно известны как подлинные. Изучение слоев, которые скрыты под основным рисунком, нередко помогает обнаружить фальшивку. Эксперты не раз находили под якобы именитыми натюрмортами, пейзажами популярные совсем в другое время картины вроде «Мир. Труд. Май».

Почему важен состав красок

Поддельные предметы искусства часто обнаруживаются в ходе изучения состава красок. Есть профильные справочники, где указано, когда и какие краски выпускались, применялись. Используя эту информацию, вы сможете приблизительно определить время написания полотна.

Популярный пример – в 1921-м прекратился выпуск индийской желтой краски на основе мочи коров, при жизни питавшихся листьями мангового дерева. Подобные несоответствия определяются элементарно просто, после проводится сравнение по датам. Тип исследования – спектроскопия. Оно покажет перечень всех химических веществ, которые есть в составе краски, но без указания их количества. Исследователи после детального анализа видят точный состав красок, которые использовались при написании полотна. Если в 40-х годах прошлого века белила на основе титана имели вид анатаза, то потом стали выпускаться в форме рутила. Сравнение формул 20-го и 18-го веков быстро поможет обнаружить подделку в рамках заданного периода.

Самый точный оценочный метод – колебательная спектроскопия. Он предполагает сочетание инфракрасной и комбинированной рассеянной схем. Колебательная спектроскопия применяется в самых разных областях, включая наблюдение за звездами, анализ скорости их перемещения, химический состав, удаленность. На Земле технологию активно используют криминалисты для поиска взрывчатки, наркотических веществ, биологических жидкостей (в микроскопических количествах, скрытых для глаза).

В НИНЭ анализ состава красок проводится с применением рентгенфлуоресцентного анализатора. Он позволяет за считанные минуты определять формулы на проверяемом полотне. Есть тысячи баз по колебательным спектрам разных веществ. Достаточно сравнить спектр образца с показателями из базы, чтобы определить любой состав красок. Кроме порошкового пигмента, веществ включает в себя связующую основу. В акварелях это вода, в масляных красках – масло (синтетическое, растительное или любое другое). В состав спектра красок входят спектры масла и пигмента. У каждого масла тоже будет определенный спектр. Те эксперты, которые владеют подобными знаниями, могут максимально точно определить подлинность предмета искусства.

При этом при высыхании все равно молекулярный состав масел меняется, и диагностика усложняется. Сотрудники лабораторий анализируют ИК-спектры белил на цинковой основе в сотнях картин разных эпох. Для теста используются только проверенные произведения искусства. И даже в этом случае разница будет, плюс становится ясно – кривую зависимости спектра с учетом возраста полотна определить никак нельзя. На процессы высыхания воздействует широкий перечень внешних факторов – условия хранения, время, пр.

Откуда так много подделок?

Попов объясняет ситуацию: «Огромное множество поддельных картин попадает в Россию с западных аукционов. Это и крупные мероприятия, и аукционы, организуемые мелкими профильными площадками в европейских, американских странах». Местная экспертиза отсутствует, правила возврата оказывают очень специфичными – например, вернуть не оригинал можно в течение недели после покупки, с полным перечнем доказательств, и то с трудом. Попов подчеркивает, что любителям на подобных аукционах делать нечего, да и для профи много подводных камней.

Некорректно атрибутированные полотна и подделки часто попадают в музеи в качестве подарков. Коллекционер может решить продать приватную коллекцию, а что там – оригинал или подделка – большой вопрос. Музей не может сказать, что часть он берет, а часть нет по таким-то причинам (чисто этический вопрос). Впоследствии искусствоведы проводят местные исследования, отбраковывают подделки. Неоригинальные полотна попадают в оборот, и легко могут оказаться в картинной галерее либо на профильном аукционе.

«ЭЛТЕХ-Мед»
+7 (812) 234-35-59
Санкт-Петербург, ул. Профессора Попова, 5, лит. А

Реклама

17.02.2021