Новости Республики Коми | Комиинформ

Клиенты все чаще отказываются от одобренных кредитов

Кризис в существенной степени изменил желание клиентов обзавестись новыми долгами в виде кредитов. Это прослеживается на протяжении последних полгода, когда потенциальные заемщики, получившие одобрение банков, стали в конечном итоге отказываться от кредита. Основных причин две – пандемия и большие ставки. Однако часть клиентов начали активно работать в совершенно ином направлении – вложения собственных средств для получения прибыли. Свое мнение по этому поводу высказал эксперт Никита Бесхлебнов - инвестиционный аналитик и управляющий компании РосПремьерИнвест, с которыми нам предстоит обсудить сложившуюся ситуацию на сегодняшнем рынке кредитования.

Скажите, Никита, как сильно вообще изменилась ситуация с кредитованием с начала этого год?

Никита Бесхлебнов: Пандемия и связанный с ней кризис существенно изменили динамику кредитования населения, особенно в части потребительских займов. С начала этого года клиенты все реже принимают условия, предложенные банками, хотя и подают предварительные заявки на получение кредитов. Это отчетливо видно при отслеживании take rate – доли выданных кредитов по отношению к уже одобренным финансовыми учреждениями заявкам, поступившим от возможных заемщиков.

За первые 8 месяцев 2020 года среднее значение этого параметра составило немногим менее 32%. Другими словами, менее трети заемщиков, которые согласились на предварительные условия банков, в конечном итоге забирали кредитные средства. За аналогичный период прошлого года показатели сократились на 13,1 пункт – в 2019 году это значение равнялось 45%. Стоит заметить, что на май 2020 пришелся и исторический минимум показателя – 29,4%, то есть меньше трети клиентов все-таки взяли кредит, в то время как остальные в конечном итоге отказались. Именно на май пришлась пиковая нагрузка на экономику, связанная с жесткими карантинными ограничениями, что, вероятнее и стало причиной столь низкого показателя.

Да, хотел бы уточнить, что в данном случае рассматриваются только те случаи, когда клиенты первыми обращались в банк. Так называемые предодобренные заявки, которые банки предлагают клиентам, в данном случае не учитывались.

А какие еще причины сподвигли россиян отказаться от взятия займа?

Никита Бесхлебнов: Основной причиной отказа от кредитов оказалась пандемия коронавируса. Это вполне закономерно, поскольку ситуация в целом нестабильна, присутствует некоторая неопределенность, и люди стремятся избежать лишней кредитной нагрузки, а многие еще и пытаются снизить ее при наличии такой возможности. Многие клиенты просто не вышли на планируемые сделки, опасаясь проблем в дальнейшем, что особенно наблюдалось в апреле-июне, где наблюдается максимальная просадка.

Клиенты во время сложившегося кризиса стали более осторожными. Сейчас ситуация начала немного стабилизироваться и предпосылок на повторное снижение нет, однако при длительном кризисе и затяжной пандемии ситуация с просадкой кредитования может повториться. К тому же, жители страны начали активнее интересоваться перспективой вложения средств. При чем речь в некоторых случаях идет не о депозитах, а о ценных бумагах. Это не может не радовать, поскольку появление в дальнейшем свободных денег у клиентов банков будет стимулировать экономику в целом, а в таком случае будет постепенно восстанавливаться и спрос на кредитование.

Мы уверены в том, что снижение take rate на пике эпидемии было скорее связано с внешними ограничениями. Скорее проблема была связана с тем, что возникала необходимость посещать офис банка. Это было необходимо для оформления документов или непосредственно денег, а сделать это при существующих ограничениях было проблематично, да и многие клиенты просто не хотели лишний раз рисковать. В целом, ситуация с кредитованием остается относительно стабильной, и скорее всего, о реальном падении показателя говорить пока не приходится.

Одной из ключевых причин можно назвать рост количества продаж в режиме онлайн, в котором доля кредитования все еще остается незначительной. Преимущественно клиенты подают онлайн-заявки исключительно для ознакомления с подробными условиями кредитования, а не с реальным желанием получить заем.

Спасибо, за общее понимание ситуации. Мы также обратились в ряд других банков и финансовых организаций, чтобы узнать более точную картину ситуации на рынке потребительского кредитования. В частности, в ВТБ и Московском кредитном банке нам сообщили, что снижение take rate связано преимущественно со сдержанным спросом и неуверенностью клиентов в условиях кризиса и пандемии. Однако снижение нельзя назвать существенным. В то же время Газпромбанк заявил о росте количества выданных кредитов, одобренных по заявкам клиентов в период апрель-август. Сбербанк вовсе отказался предоставлять какие-либо комментарии на наш запрос, как и ряд других крупных банков.

Что еще, по вашему мнению, могло повлиять на ситуацию с кредитованием населения?

Никита Бесхлебнов: Сейчас реально сложилась ситуация, когда существует некая неопределенность относительно дальнейших экономических перспектив, а также собственного финансового состояния, что лишний раз заставляет заемщика подумать перед взятием кредита. Не исключено, что предложенные банками условия кредитования не совсем устраивают потенциальных заемщиков.

И это несмотря на то, что не так давно ряд банков и экспертов заявляли о том, что произойдет снижение ставок по потребительским кредитам, мотивируя это снижением ставки ЦБ. Однако, судя по ситуации, предложения оказались не на столько привлекательны, как того ожидали многие. Хотя в этом нет ничего удивительного. Ставки по кредитам существенно не изменились, хотя с начала года ключевая ставка Центральным Банком была снижена на 2 п.п., что должно было значительно удешевить кредиты, но этого нет.

Действительно, предоставленные Банком России лояльные условия в денежно-кредитной политике практически не отметились на потребительском кредитовании. Более того, в некоторых направлениях, например, кредиты наличными и POS-кредиты стали менее доступными из-за роста ставок, особенно во втором квартале.

Возможно, в снижении take rate в некоторой мере виноваты и сами банки? Что они сделали для удержания заемщиков и чего не сделали?

Никита Бесхлебнов: Не исключено, что на снижение take rate повлияла и политика банков, особенно неумелое построение маркетинговой политики. Большинство клиентов рассчитывают на то, что полная стоимость кредита будет сопоставимой с озвученной банком процентной ставкой. Однако по факту эта сумма оказывается существенно выше, что клиент обнаруживает уже непосредственно перед подписанием договора, из-за чего и происходит отказ от кредита. Связано это с включением банками финансовой защит заемщика, а другими словами – страховки по кредиту. На фоне кризиса и пандемии, при отсутствии стабильности в экономике, банки чаще начали навязывать этот продукт, даже если клиент не хочет им пользоваться.

Проблема не заключается только в навязывании страховки банками. Заметно сократился и срок предоставления кредита, снизилась сумма кредитования, которую банк может предложить клиенту. А это не совсем соответствует ожиданиям клиентов, что подталкивает к отказу от займа, который преимущественно берут только в крайнем случае. Вместо этого клиенты ищут способы получения дохода из имеющихся средств, инвестируя их в разные направления. Это действительно хорошо, поскольку позволяет последним иметь хоть какой-то доход в кризис, а в дальнейшем влияние полученных средств в экономику существенно ее простимулирует, включая сектор кредитования.

Стоит ли ожидать каких-то серьезных изменений к концу года?

Никита Бесхлебнов: Небольшой рост take rate можно ожидать ближе к концу года, в предновогодний период. Тогда клиенты более охотно берут кредиты, покупая подарки или другие важные вещи. Ожидается, что показатель вырастет до 33-35%. Банки будут делать все возможное, чтобы увеличить конверсию одобренных заявок в итоговую выдачу, поскольку take rate является важным показателем. Его рост означает и рост выданных кредитов, а значит позволяет увеличивать получаемую банками прибыль.

Банки сегодня могут увеличить take rate только одним способом – сделать предложения кредитования более привлекательными для клиентов. Однако такой подход не удовлетворяет сами банки, поскольку приводят к снижению доходности. Поэтому банки пока используют другой подход – увеличивают воронки продаж, стараясь охватить максимальную аудиторию из потенциальных заемщиков.

Пока поддержка рынка кредитования связана с опасениями новой волны вируса, а также роста цен из-за колебания курса рубля, что стимулирует клиентов на дорогостоящие покупки. Однако рынок уже отыграл пик отложенного спроса, поэтому можно ждать постепенного роста спроса на потребительские кредиты, но без резкого декабрьского всплеска, как это было в прошлые года.

Что еще может повлиять на кредитный рынок? Каким образом население ищет средства при отказе от кредитов?

Никита Бесхлебнов: Сейчас многие потенциальные заемщики отдают предпочтение накапливать необходимую для покупки сумму, только в отдельных случаях прибегая к привлечению заемных средств. Сильное влияние на рынок кредитования оказывает новый всплеск коронавируса, из-за чего население старается не брать на себя лишние обязательства, резонно полагая, что при появлении проблем со здоровьем платить будет попросту нечем.

Более того, все больше население интересуется темой инвестирования, а динамика инвестированных средств уже несколько лет увеличивается. Соответственно, клиенты начинают получать больше пассивного дохода, что снижает потребность в кредитах, поскольку легче собрать необходимую для покупок сумму. Далеко не всегда речь идет о ценных бумагах, иногда вкладывают в недвижимость или другие направления, но факт остается фактом – люди начинают активнее инвестировать. Это значительный плюс, который в дальнейшем может стать мощным импульсом для экономики.

Реклама

03.11.2020