Новости Республики Коми | Комиинформ
Метонимией называется описание интерпретации реальности. Она помогает выражать конкретное специфическое отношение к окружающему миру. Она позволяет учесть краткость содержания, а также подчеркнуть конкретное значение.
По сути, это стилистическая мера, близкая к синонимии, например, «чувство – синоним ощущение».
Одна из разновидностей термина – синекдоха. Она заменяет целое, если мы говорим «четыре колеса», а не «автомобиль». Так еще сильнее прослеживается связь с синонимами.
Как создать
Создание обычно подразумевает указание на определенный аспект данного явления, который определяет выбор имени. Следовательно, определенный элемент значения выходит на первый план.
Таким образом, объект или явление называют не «обычным» именем, указывая его выбранную функцию или аспект вызываемого объекта.
Разновидности и примеры
Чаще всего метонимия создается:
- называя причину, а не следствие (он умер от пули);
- назвав эффект, а не причину;
- имя автора, а не произведение (я читаю Шекспира);
- указание части вместо всей;
- инструмент, а не продукт;
- указание даты, а не события (1941 год навсегда изменил весь мир);
- называя собственность вместо владельца;
- индикация частей тела, а не их функции (крепкая голова);
- называя блюдо, вместо содержимого или наоборот (стакан, когда известно, что это стакан водки; обратное соотношение иллюстрируется в вышеупомянутом примере);
- называя орган, а не смысла (хороший глаз);
- указание на абстрактное понятие вместо конкретного.
Сравнение с метафорой
Казалось бы, они похожи, но они сильно различаются. Сходство прежде всего в том, что метафора, как и метонимия предполагают создание отношений между двумя объектами, в которых один термин заменяется другим. Разница в том, как возникают эти отношения, какой они носят характер.
Метонимия как способ мышления
В то время как традиционные подходы определяют метонимию только как изменение имени, она также считается особым типом мышления. Отсюда следует, что метонимия, как метафора или синонимия, является не просто лингвистической концепцией, а частью разговорного мышления.
Примером такого подхода обычно являются отношения лица и человека. Если мы смотрим на кого-то, мы видим его главным образом через его лицо, откуда мы читаем основную информацию об этом человеке.
Это отражается на языке, когда мы говорим, например, что «я хочу поговорить с ним лицом к лицу». Или: «тебе к лицу в этом платье».
Реклама
02.07.2020