Новости Республики Коми | Комиинформ

Теория десяти универсальных ценностей

Фото предоставлено рекламодателем

Теория десяти универсальных ценностей

Сопоставим 10 универсальных ценностей с единым подходом.

В последнее время я много читаю о ценностях и теориях ценностей. Одна особенно интересная и выдающаяся теория принадлежит Шалом Шварцу, который предлагает, что существует 10 широких областей ценностей, которые являются универсальными и достаточно всеобъемлющими. Он выделяет следующие важные моменты:

  • Власть: она говорит о социальном статусе и престиже, это возможность контролировать или доминировать над другими людьми и ресурсами.

  • Достижение: собственный успех, основанный на знаниях, соответствующих стандартам общества.
  • Гедонизм: удовольствие, эмоциональное удовлетворение для себя.
  • Стимуляция: возбуждение, что-то новое и вызов в жизни.
  • Самостоятельное направление: независимое мышление и действие-решение, созидание, исследование.
  • Универсализм: понимание, признание, проявление терпимости и способность защищать благополучие любого человека и природы.
  • Благожелательность: стабильность и повышение благосостояния людей, с которыми человек часто контактирует.
  • Традиция: уважение, приверженность и берутся в счет обычаи и идеи, обеспечиваемые традиционная культура или религия.
  • Конформность: контроль над действиями, склонностями и импульсами, у которых есть свойство расстраивать или вредить другим, нарушать ожидания социума или нормы.
  • Безопасность: гармоничное и стабильное общество, отношения с ним и с самим собой.

Шварц утверждает, что эти значения могут быть организованы таким визуальным образом (это называется циркумплексом и определяет еще более объемные темы).

Один из моих аргументов заключается в том, что с помощью единого подхода мы можем работать над ассимиляцией и интеграцией различных точек зрения в более связное целое. Хотя я слышал о теории ценности Шварца, я никогда не проводил над ее исследованием много времени. Но я думаю, что все же некоторую пользу может принести рассмотрение теории ценности Шварца через призму единого подхода.

Давайте сначала рассмотрим теорию ценностей с точки зрения теории поведенческих инвестиций. Бит рассматривает нервную систему как” систему инвестиционных ценностей", сформированную эволюцией и индивидуальным опытом. Переживания, удовольствия и боли считаются строительными блоками сознательного опыта, который ориентирует животных на “хорошее” и отводит от “плохого".

В этом свете гедонизм, наряду со стимуляцией и (основной/само) безопасностью, являются "ценностями", встроенными в саму основу нервной системы. "Ценности" здесь заключены в кавычки, потому что есть два значения этого термина. Один из них, который имеет в виду Шварц, связан с развитием у человека явных убеждений, оправдывающих стремление к определенным целевым состояниям. Другой имеет отношение к базовому опыту, разделяемому с другими животными, о том, что их инстинкт подсказывает, хорошо или плохо, и как эти чувства ориентируют подход и поведение во избежание неприятного. Здесь я имею в виду второе значение. Однако, очевидно, что люди будут оправдывать явные ценности, основанные на эмпирическом чувстве.

Теперь рассмотрим матрицу влияния, которая является еще одним ключевым элементом единого подхода. Матрица отображает, как люди интуитивно представляют себя по отношению к другим в своей эмпирической системе (то есть через перцептивные и эмоциональные процессы). Она утверждает, что существует центральная переменная, называемая реляционной величиной, которая организовывает человеческий реляционный процесс.

Более того, здесь предполагается, что есть три измерения реляционного процесса, в которых людям необходимо ориентироваться.

5e54397448c91.jpg

Первое измерение процесса, синяя линия, называется конкурентным влиянием. Иногда это называют "властью" для краткости, но важно отметить, что есть две формы конкурентного влияния: прямое (которое является властью в модели Шварца) и косвенное (которое является достижением в модели Шварца).

Во втором измерении процесса красная линия называется кооперативным влиянием или" любовью " для краткости. Положительная валентность соответствует благожелательности в модели Шварца.

5e5439aaf2e37.jpg

Третье измерение

Это свобода от влияния или” свобода " для краткости. Это соответствует самонаправленности в теории Шварца.

Третья часть единой структуры, которую необходимо рассмотреть, технически называется "гипотеза обоснования". Это относится к уникальным элементам человеческого примата, которые заключаются в том, что мы уникальны в той степени, в которой мы пытаемся построить (и определить) явные системы обоснования знаний.

5e5439cb59286.jpg

Этот пункт о системах оправдания важен прежде всего потому, что он подчеркивает, насколько явно убеждения и ценности являются уникальными и центральными для человеческого существования. Таким образом, здесь есть точка соприкосновения со Шварцем, которая заключается в согласии с тем, что такие ценности направляют и координируют человеческое поведение.

Во-вторых, мы можем перейти к некоторым из оставшихся значений в его теории. Конформность легко понять как пересечение базовой социальной мотивации влияния и реляционной ценности, обозначенной матрицей (т. е. черной линией), и потребности групп иметь общие убеждения для координации действий. Классические социально-психологические эксперименты Соломона Аша по конформизму показывают этот процесс в действии.

Точно так же традиция обеспечивает связь идентичности и культуры. Она объясняет, что является оправданным для индивида в его социальном контексте. Иными словами, традиция - это процесс, посредством которого индивиды отождествляют (или не отождествляют) себя с той версией реальности, которую предлагает макрокультура, и со своим местом в ней. Поэтому неудивительно, что традиция и конформизм также тесно связаны с безопасностью, поскольку все эти государства связаны с желанием сохранить риск и уменьшить угрозу и неопределенность.

Наконец, процессы человеческого оправдания теперь развились для поиска моральных систем, которые могут направлять наши действия в широком смысле. Этот поиск трансцендентности называется универсализмом, и он относится к поиску моральных систем оправдания, которые могут направлять наши человеческие системы ценностей через контекст.

Мне очень понравилась теория универсальных ценностей Шварца. Я также считаю, что есть большая ценность в сочетании между этой работой и единым подходом.

Реклама

10.03.2020