Потомственный устьцилем, кандидат психологических наук, преподаватель Антон Мельников три года назад впервые решил попробовать себя в автоспорте. Выиграв несколько крупных российских соревнований, он нашел в себе силы принять участие в самой сложной гонке современности - "Дакаре", которая проходит по территории Южной Америки. Преодолев 9000 километров пути по пустыням Аргентины, Чили и Перу, Антон Мельников стал самым успешным российским дебютантом за всю историю "Дакара". В интервью БНКоми автогонщик рассказал о том, как ему помог прийти в автоспорт ираельский серпантин.
- В чемпионате России я начал выступать только в 2010 году. Ралли-рейды - это такой спорт, куда приходят, как правило, уже состоявшиеся люди. Я пришел в автоспорт благодаря ираельскому серпантину. Моя родина — Усть-Цильма, хотя живу я в Москве. В 2008 году я затеял строительство нового дома, так как моему родовому дому 104 года и жить там сложновато. Купил внедорожник и начал ездить в село своим ходом. Сначала с большим трудом проехал по серпантину, назвав его коми-троффи (смеется). Потом понял, что хочется ехать быстрее и понадежнее и начал усовершенствовать машину. Знаете ли, федеральные дороги с ямами по колено тоже не способствуют быстрой езде. Таким образом, на этот несчастный пикап, а его знают в республике, он камуфляжной окраски, я поставил спортивные амортизаторы, в результате чего серпантин проезжал быстрее всех. В 2009 году на этом подготовленном пикапе я как спортивный турист проехал "Шелковый путь" из Казани в Ашхабад. Посмотрел на этот спорт изнутри, мне захотелось в нем участвовать, и в 2010 году я стартовал на первом этапе чемпионата России под Питером "Северный лес". За два года стал обладателем кубка России, мастером спорта. В январе 2012 года проехал "Дакар", финишировал 17-м в абсолюте из 170 стартовавших в легковом зачете и стал самым успешным дебютантом за всю историю России на этом ралли.
- Для автогонщиков "Дакар" - это, наверное, предел мечтаний в спорте?
- "Дакар" - это как Олимпийские игры для автоспорта. Это все, к чему человек стремится. Есть кубок мира, в котором я также участвую, но многие успешные гонщики, выступающие там, не могут осилить "Дакар". Потому что это самая сложная, самая длинная двухнедельная гонка, протяженностью 9000 километров, которая занесена в "Книгу рекордов Гиннесса".
Это очень большое испытание для психики, для человека и автомобиля. О "Дакаре" у нас, как правило, знают по выступлениям КАМАЗов, но есть там и легковой зачет. За первые места борются всего десять грузовиков, остальные — это боевые технички, у них другие цели и задачи: помогать на трассе пилотам легковых машин своих команд.
В этом году мой товарищ Леонид Новицкий занял впервые из россиян третье место на легковом автомобиле. Там конкуренция высокая, выступает очень много машин, и ехать гораздо сложнее. Хотя опаснее всего выступать на мотоциклах и квадроциклах.
Не было еще ни одного "Дакара", чтобы там кто-то не погиб. К сожалению, в 2012 году тоже были жертвы: в самом начале погиб аргентинский мотогонщик Хорхе Мартинес Боэро.
- На чем вы выступали?
- Я ехал на внедорожнике Mitsubishi Pajero Triton в категории Super Production. Это французская модель. Поскольку в России команд, которые могут позволить соответствующий технический уровень обслуживания, практически нет, то меня обслуживала латвийская команда "RE Autoklubs", но ехал я, естественно, за Россию. Кстати, в этом году на "Дакаре" выступали российские ребята из G-ForseMotosport и заняли итоговое 16-е место. Сам я гонку 2013 года по ряду причин пропустил, но готовлюсь к "Дакару-2014".
- Как попасть на "Дакар" обычному человеку, который увлекается автоспортом?
- На "Дакар" попасть можно, но нужно помнить, что это очень тяжелое испытание. Только пять процентов новичков доезжают до финиша. А вообще, финишируют меньше половины стартовавших. Ну и, конечно, это очень затратное мероприятие. Для начала лучше поездить на чемпионате и кубке России, кубке мира, в гонках "Шелковый путь". Все можно в этой жизни, но нужно соразмерять свои желания и возможности.
- В Коми не так сильно развит автоспорт, хотя попытки провести крупные соревнования предпринимались не раз. В то же время в советские времена очень популярны были турниры по мотогонкам и спидвею. Вы бы не хотели, со своим опытом, организовать какие-нибудь соревнования, учитывая то, что у вас много друзей в мире автоспорта?
- Почему нет, возможно все. Например, этапы чемпионата России проходят не в столицах, а в Волгограде и Астрахани. Сыктывкар не так далеко, можно приехать, если будет заинтересованность со стороны республиканских властей, отвечающих за спорт. И сам я с удовольствием поучаствую.
- Чем, кроме автоспорта, вы занимаетесь? Расскажите немного о себе.
- Я потомственный устьцилем, старовер, так как все жители Усть-Цильмы староверы, беспоповцы. Я вырос и меня крестили в этом селе. Я очень благодарен жизни и не хотел бы ничего в ней менять. Я объездил весь мир, чего я только не видел, но с большим удовольствием всегда возвращаюсь в Усть-Цильму. Когда есть возможность и позволяет время, я всегда езжу из Москвы на свою родину на автомобиле через Ухту и ираельский серпантин, любуюсь природой. Когда заезжаешь в Коми, душа поет. Приходится внимательно следить за дорогой, чтобы не переехать зайца или не сбить куропатку (смеется).
Помимо того, что я мастер спорта, я кандидат психологических наук, писатель, преподаю в нескольких вузах, занимаюсь общественной работой в культурно-паломническом центре имени протопопа Аввакума. Мы воздвигли две часовни в Пустозерске на месте гибели Аввакума (исчезнувший город в Ненецком автономном округе).
10 марта состоится конференция в селе Замежное, посвященная 300-летию основания Великопоженского скита (монастыря) в ста километрах вверх по реке Пижма от Усть-Цильмы, который мы собираемся возрождать. Мои предки пришли на Печору в 1542 году, и вся моя жизнь с ней связана, оттого я и занимаюсь так активно культурной и общественной работой.
Мои друзья, которые впервые приезжают вместе со мной в республику, очарованы Печорой. Сейчас в Усть-Цильме строится гостиница с помощью республиканских властей, и мои друзья ждут, чтобы можно было останавливаться в комфортных условиях. За то, что власти Коми делают для развития туризма, я очень благодарен губернатору. С его приходом кардинально изменилось отношение к туризму, к исконным ремеслам, к фермерскому хозяйству, и я уверен, что у Коми большое будущее не как у сырьевого придатка России, а как туристической мекки. Тем более ехать недалеко. Что такое 13 часов на машине от Москвы до Сыктывкара? Для автомобилистов это вообще не расстояние.