Новости Республики Коми | Комиинформ

Михаил Евсеев рассказал об информационной войне вокруг дела о "Пассаже"

Михаил Евсеев рассказал об информационной войне вокруг дела о "Пассаже"
Михаил Евсеев рассказал об информационной войне вокруг дела о "Пассаже"
logo

В уголовном процессе над группой лиц, которые подкупом и угрозами пытались склонить свидетеля к даче ложных показаний по делу об организаторах поджога ухтинского центра "Пассаж", продолжается оглашение показаний, данных на предварительном следствии бывшим оперуполномоченным МВД по Коми Михаилом Евсеевым.

Как сообщает БНКоми, допрошенный рассказал об информационных войнах, развернувшихся вокруг событий, связанных с расследованием дела, и мощном противодействии расследованию со стороны различных сил. В частности, сотрудников правоохранительной системы, руководителей органов местного самоуправления и в особенности средств массовой информации. Евсеев также поведал об обстоятельствах записи его видеообращения к президенту, сделанной в 2009 году.

В начале допроса, проведенного 13 сентября прошлого года, Михаил Евсеев особо подчеркнул, что он вел контрольно-наблюдательное дело в отношении поджигателей "Пассажа" и убежден, что не было никакого давления на Алексея Пулялина и Антона Коростелева (пожизненно осуждены в 2009 году за поджог "Пассажа" - БНКоми), признавшихся весной 2006 года в преступлении и давших показания, изобличающие Фарида и Асрета Махмудовых и Валентина Гаджиева как организаторов поджога.

Рассказывая о событиях 2006 года, Евсеев сообщил, что содержащиеся под стражей Пулялин и Коростелев тогда были обеспечены мобильными телефонами, которые прослушивались оперативниками.

В какой-то период все того же 2006 года, по словам допрошенного, со стороны должностных лиц УВД Ухты, высших должностных лиц органов местного самоуправления, различных СМИ и адвокатов Пулялина и Коростелева стало осуществляться активное противодействие следствию. (Можно предположить, что, говоря о представителях органов местного самоуправления, Евсеев имел в виду бывшего зампредседателя ухтинского горсовета Валерия Ясеновца, одного из организаторов пресс-конференции 25 апреля 2006 года, на которой Алексей Пулялин заявил, что под давлением следователей оговорил Магомеда Махмудова как заказчика краж из магазинов сотовых телефонов – БНКоми).

Адвокат, депутат городского совета Валерий Ясеновец собрал пресс-конференцию, где заявил, что сотрудники милиции заставили молодого парня опознать в ухтинском предпринимателе подстрекателя кражи, а в последующем – в 2007-2008 годах - начальник криминальной милиции Виктор Краснов поддерживал дружеские отношения с Фаридом Махмудовым, одним из предполагаемых заказчиков поджога "Пассажа".

В результате такой поддержки Пулялин и Коростелев уже летом 2006 года отказались от своих признательных показаний.

По словам Евсеева, адвокат Виктор Козлитин с самого начала выступал в защиту предполагаемых организаторов поджога "Пассажа" братьев Махмудовых и Валентина Гаджиева.

"В последующем от него самого и из других источников я узнал, что деньги за свою работу Козлитин получает от бухгалтера магазина "Строймаркет", принадлежащего Махмудовым", - сообщил допрошенный.

Далее допрос касается событий лета 2009 года, когда Евсееву позвонил адвокат Игорь Помысов (лишен адвокатского статуса в 2010 году за попытку передачи в следственный изолятор братьям Махмудовым сотового телефона – БНКоми). Помысов сообщил Евсееву, что в гостинице "Югор" с ним хотят встретиться и поговорить московские адвокаты Махмудовых. В ресторане гостиницы Евсеев встретился с одними из самых дорогостоящих, по его словам, московских адвокатов - Русланом Коблевым и Русланом Закалюжным.

Адвокаты сообщили, что они в курсе, что Евсеев участвовал в оперативной комбинации в отношении Пулялина (по всей видимости, речь идет о записке, написанной Алексеем Пулялиным, адресованной преступным авторитетам, в которой говорится, что "Пассаж" заказали Махмудовы и Гаджиев; записка была доставлена "воровской почтой" в одно из СИЗО Москвы; позже Михаил Евсеев в одном из интервью сообщил, что это была оперативная игра, в которой он участвовал – БНКоми).

Они предложили Евсееву провести его адвокатский опрос в Москве в присутствии нотариуса и с использованием аудио- и видеозаписи по обстоятельствам его работы в составе группы по расследованию поджога "Пассажа". Вскоре Евсеев вместе с ухтинским адвокатом Леонидом Молчановым (лишен адвокатского статуса в связи с делом о "Пассаже" - БНКоми) выехал в Москву.

В кабинете нотариуса Евсеев был опрошен адвокатом Молчановым, в том числе по альтернативным версиям трагедии в ТЦ "Пассаж": это было самовозгорание; поджог совершили воспитанники близлежащего дома-интерната № 5; поджог по указанию директора магазина "Сотовик" (занимал половину первого этажа здания ТЦ – БНКоми) с целью сокрытия нарушений по налогам; поджог двумя молодыми людьми, обнаруженными убитыми на окраине города Ухты; поджигателями выступили собственники здания с целью получения страховки; это – дело рук воркутинской ОПГ. По словам допрошенного, ранее московские адвокаты его инструктировали, что при опросе надо отметить, что все альтернативные версии следствием были недоработаны.

После опроса Евсеев вместе с Молчановым отправились в рядом расположенное кафе, там к их столику вскоре подошли бывший зампрокурора Ухты Григорий Чекалин, а также руководители скандально известного ухтинского предприятия Ухтанефтегазстройснаб, гендиректор Андрей Рагозин и председатель совета директоров Виктор Щепкин. Чекалин и Щепкин сказали Евсееву, что с информацией о поджоге "Пассажа", которой он владеет, ему лучше остаться в Москве. Когда в разговоре Евсеев сказал, что не исключает причастность Махмудовых к поджогу "Пассажа", Щепкин стал нервничать и сказал, что они будут делать все, чтобы освободить Махмудовых из-под стражи. За его содействие Евсееву были обещаны автомобиль и квартира в Подмосковье. Временно ему была снята квартира в окрестностях Москвы, где он стал проживать.

Евсеев сообщил, что затем Щепкин, Рагозин, Чекалин, Молчанов и он часто собирались на так называемые совещания в офисе адвокатской конторы "Коблев и партнеры", готовясь к рассмотрению кассационной жалобы Пулялина и Коростелева в Верховном суде РФ, где должны были дать показания в пользу осужденных некоторые сотрудники правоохранительных органов Коми.

На одном из таких "совещаний" Щепкин заявил, что Чекалину и Евсееву следует сделать видеообращение к президенту и разместить его в интернете, что и было сделано.

В видеообращении содержался телефон для СМИ. Сразу же откликнулись газета "Газета", радиостанции "Эхо Москвы", "Свобода", телеканал "НТВ". Вскоре для журналистов была организована пресс-конференция. После этого журналист "Новой газеты" предложил Евсееву и Чекалину дать интервью его изданию. Интервью проходило в течение трех дней. По словам Евсеева, журналист Ярослав Ерошевский сказал, что, если Евсеев и Чекалин хотят, чтобы статья была в их пользу, то необходимо выплатить 150 тыс. руб., в которые входит плата за запросы в различные силовые и властные структуры. В последующем, как узнал Евсеев, необходимые деньги журналисту передал Чекалин. Спустя две недели в "Новой газете" вышли интервью Чекалина и Евсеева.

На "совещании" в адвокатском бюро было принято решение о переправке 1000 экземпляров газеты в Коми для распространения среди лиц силовых и властных структур. Это было сделано для того, чтобы создать негативный образ правоохранительных органов среди населения республики и таким образом противодействовать следствию по расследованию дела о "Пассаже".

Для рассмотрения кассационной жалобы в Верховном суде РФ по поджогу "Пассажа" участия Евсеева не понадобилось.

В одном из разговоров с Евсеевым Щепкин сказал, что Махмудовы для него как братья, и просил его остаться в Москве, поскольку его помощь еще понадобится. Евсеев стал работать в компании "Капитал сервис" у Щепкина, получая от 50 до 250 тыс. руб. в месяц. В последующем финансирование расходов Евсеева, проживающего в Москве, взяла на себя Мария Махмудова, супруга Фарида Махмудова.

Допрошенный отметил, что основной версией стороны защиты организаторов поджога является то, что поджог организовал Василий Макаров, а его совершили Павел Куринок и Давид с какой-то грузинской фамилией. Эту версию было решено распространить в СМИ, чтобы оказать давление на присяжных заседателей.

В другом допросе, проведенном в сентябре 2012 года, Евсеев, отвечая на вопрос о работе по противодействию следствию по делу о "Пассаже" со стороны СМИ, сказал, что в компании защитников Махмудовых и их родственников за это направление отвечал адвокат Виктор Козлитин:

"У него были налажены контакты с изданиями "Ухта 24", "Красное знамя", почти все корреспонденты. Особенно хорошо был налажен контакт с девушкой по имени Дарья. Интернет-портал "7х7". Из этих СМИ я общался лишь с Сорокиным (Сергей Сорокин – БНКоми). Мы несколько раз с ним созванивались, встречались возле Верховного суда Коми. Со всеми указанными изданиями была договоренность. Не могу сказать, насколько она соблюдалась. Я лично оплатой заказных статей не занимался. Представители данных изданий берут фактуру по какому-нибудь эпизоду, связанному с расследованием, после чего искусственно исключают положительные моменты, и выливается негатив, связанный с не совсем правильной работой сотрудников правоохранительных органов. Статьи прорабатывались Козлитиным, Рыбаловым, мной и иными лицами. Затем под диктовку данные статьи передавались Козлитиным в СМИ. И начиналась информационная атака. Что касается Сорокина, он постоянно присутствовал на судебных заседаниях и брал интервью у адвокатов Рыбалова (защищает Фарида Махмудова), Егорова (защищает Валентина Гаджиева), Козлитина (представлял интересы Пулялина). И практически ежедневно размещал их на сайте "7х7", который поддерживается "Мемориалом" (Коми правозащитная комиссия "Мемориал" - БНКоми), который не знаю кем финансируется, руководство организации заинтересовано в исходе уголовного дела по "Пассажу" в пользу Махмудовых и Гаджиева… В конце марта по телеканалу "НТВ" был показан сюжет, где негативно были представлены я, Чекалин, Пиюков (бывший руководитель УФСБ по Коми Николай Пиюков – БНКоми), Махмудовы. После чего Козлитиным и другими было решено через Сорокина и московские сайты, на которые имеет влияние Щепкин, сделать антипод этой передачи. Я лично обсудил с Сорокиным идею о выпуске серии статей, в том числе обсуждал с ним выливание негатива как на потерпевших, так и на сотрудников правоохранительных органов. Интервью дать не успел, так как был задержан".