Новости Республики Коми | Комиинформ

Закон "Об Арктической зоне Российской Федерации" станет дополнительным импульсом для развития Воркуты и Коми - Игорь Шпектор

Закон "Об Арктической зоне Российской Федерации" станет дополнительным импульсом для развития Воркуты и Коми - Игорь Шпектор
Закон "Об Арктической зоне Российской Федерации" станет дополнительным импульсом для развития Воркуты и Коми - Игорь Шпектор
logo

Закон "Об Арктической зоне Российской Федерации" жизненно необходим, поскольку назрела необходимость новой федеральной политики и особого подхода к решению проблем арктических регионов. Принятие нового закона должно перевести общественные отношения в Арктической зоне страны на стабильную правовую основу. Об этом по итогам заседания межведомственной рабочей группы по подготовке этого законопроекта заявил "Комиинформу" президент Союза городов Заполярья и Крайнего Севера, член Общественной палаты РФ, экс-мэр Воркуты Игорь Шпектор.

Напомним, проект федерального закона "Об Арктической зоне Российской Федерации", разработанный Министерством регионального развития России, вынесен на широкое обсуждение.

Согласно документу, в Арктическую зону РФ (АЗРФ) в полном составе входит Мурманская область, Ненецкий автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Чукотский автономный округ. Предлагают авторы законопроекта включить в АЗРФ Воркуту (Коми), Лоухский, Кемский и Беломорский муниципальные районы (Карели); Онежский, Приморский, Мезенский муниципальные районы и городские округа Архангельск, Северодвинск и Новодвинск Архангельской области, а также входящие в ее состав острова; Таймырский (Долгано-Ненецкий) муниципальный район, городской округ Норильск, муниципальное образование Игарка Туруханского муниципального района Красноярского края; Абыйский, Аллаиховский, Анабарский, Булунский, Верхоянский, Жиганский, Момский, Нижнеколымский, Оленекский, Среднеколымский, Усть-Янский, Эвено-Бытантайский, Верхнеколымский районы (улусы) Республики Якутия, земли и острова в Северном Ледовитом океане к северу от побережья России до Северного полюса, находящиеся в пределах границ, проходящих на западе по меридиану 32°04'35" восточной долготы, на востоке - по меридиану 168°58'37" западной долготы, внутренние воды, территориальное море и континентальный шельф РФ, прилегающие к указанным выше территориям.

Игор Шпектор отметил, что в проекте закона впервые на законодательном уровне дается определение Арктической зоны как особого объекта государственного управления и регулирования.

Законопроектом, пояснил он, также будут определены: система государственного стратегического планирования социально-экономического развития АЗРФ и обеспечения национальной безопасности России в Арктике; цели и принципы государственного управления и регулирования развития Арктической зоны Российской Федерации; принципы определения бюджетной, налоговой, инвестиционной, социальной политики и политики в сфере экологии и природопользования в АЗРФ; система субъектов (участников) государственной политики Российской Федерации в Арктике, которые осуществляют государственное управление и регулирование развития Арктической зоны АЗРФ, их полномочия, разграничение прав, обязанностей и ответственности между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; меры координации и согласования интересов субъектов государственной политики Российской Федерации в Арктике в интересах обеспечения целостности государственного управления и регулирования развития АЗРФ и обеспечения национальной безопасности России в Арктике; меры государственной поддержки отечественных организаций, осуществляющих деятельность в морской (речной) сфере.

"На основании этого в дальнейшем будут подготовлены предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации, - сказал Игорь Шпектор. - Соответственно, закон в случае его принятия, а я на это очень надеюсь, будет регулировать отношения, возникающие между органами государственной власти страны, органами государственной власти регионов, органами местного самоуправления, другими заинтересованными участниками государственной политики Российской Федерации в Арктике при государственном управлении, регулировании развития Арктической зоны и обеспечения национальной безопасности России в АЗРФ в интересах реализации в ней государственной политики Российской Федерации".

По мнению собеседника агентства, принятие законопроекта обеспечит нормативные, правовые и институциональные условия для дальнейшей перспективы территорий Арктической зоны Российской Федерации.

"Фактически закон придаст особый статус административным и муниципальным образованиям, включенным в состав Арктической зоны Российской Федерации (в частности, Воркуте), со всеми вытекающими отсюда "плюсами" , это станет дополнительным импульсом для их долгосрочного развития, а также - территорий (в том числе Коми), на которых они находятся, ведь законопроект предусматривает не только установление налоговых льгот и бюджетных выплат для граждан, проживающих и работающих в Арктической зоне, обеспечение льгот для военнослужащих, проходящих службу в ней, государственной поддержки кредитования и иных форм финансового обеспечения лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность в АЗРФ, но и ускорение темпов жилищного, дорожного строительства, развития энергетических систем с применением механизмов государственно-частного партнерства, включая создание благоприятных инвестиционных условий для лиц, осуществляющих в Арктической зоне жилищное строительство. Поэтому я полностью поддерживаю принятие законопроекта".

***Территория Арктической зоны Российской Федерации, как объект государственного регулирования, имеет сложную структуру. В соответствии с Основами государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденными президентом Российской Федерации 18 сентября 2008 года Пр-1969, под Арктической зоной Российской Федерации понимается часть Арктики, в которую входят полностью или частично территории Республики Саха (Якутия), Мурманской и Архангельской областей, Красноярского края, Ненецкого, Ямало-Ненецкого и Чукотского автономных округов, определенные решением Государственной комиссии при Совете Министров СССР по делам Арктики от 22 апреля 1989 г., а также земли и острова, указанные в постановлении президиума Центрального Исполнительного Комитета СССР от 15 апреля 1926 г. "Об объявлении территорией СССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане", и прилегающие к этим территориям, землям и островам внутренние морские воды, территориальное море, исключительная экономическая зона и континентальный шельф Российской Федерации, в пределах которых Россия обладает суверенными правами и юрисдикцией в соответствии с международным правом.