Конституционный суд Коми рассмотрел дело о лесопромышленниках-монополистах и дал толкование статей 11 и 35 конституции республики.
С таким запросом ранее в суд обратились советы сельских поселений Койгородок, Койдин, Куниб и Подзь. Поводом для этого стали непростые отношения с крупными лесопромышленными предприятиями. По мнению авторов обращения, монополисты навязывают малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям свои условия и ценовую политику, в результате чего последние вынуждены уходить с рынка.
В запросах заявителей было указано, что одним из основных видов хозяйственной деятельности в Сысольском и Койгородском районах является заготовка лесного сырья, поставляемого на возмездной основе лесоперерабатывающим предприятиям, расположенным на территории Коми, что уже само по себе дает возможность для решения вопросов занятости населения и пополнения бюджетов сельских поселений за счет налоговых поступлений.
При этом к определяющим факторам рентабельности этого вида деятельности относятся как объемы и виды закупаемого лесного сырья, так и его действительно рыночная и справедливая цена.
В связи с этим у заявителей возник вопрос, допускают ли взаимосвязанные положения статей 11 и 35 Конституции РК установление хозяйствующими субъектами, осуществляющими лесопереработку и имеющими доминирующее положение на рынке, условий, выходящих за рамки правил экономической деятельности в указанной сфере и не соответствующих среднерыночным ценам на данный вид товара.
Конституционный суд постановил, что "предусмотренный частью 2 статьи 35 конституции республики запрет на экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, в системном единстве с положениями статьи 11 и частью 1 статьи 35 Конституции РК, гарантирующими создание в регионе экономических условий для достойной жизни человека, в том числе путем свободного использования каждым своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, и в соответствии с нормами антимонопольного законодательства РФ означает, что хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою деятельность на территории Коми и занимающие доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, не вправе совершать действия (бездействие), запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные федеральными законами монополистической деятельностью".
В части 2 статьи 35 Конституции РК говорится об обязанностях Республики Коми по защите прав и свобод человека и гражданина. По сути это мера, направленная на предупреждение злоупотреблений со стороны хозяйствующих субъектов своим доминирующим положением на товарном рынке в виде установления ими монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, получения противоречащих законодательству России обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости преимуществ, установления дискриминационных условий доступа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов. Такие действия (бездействие) по определению ведут к умалению конституционного права человека и гражданина на достойную жизнь и нарушению права на свободное и основанное на законе использование каждым своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Данное Конституционным судом Коми толкование является официальным и обязательным для всех органов государственной власти Республики Коми, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
Как сообщил "Комиинформу" представитель сельских поселений Игорь Потапов, содержание вышедшего постановления полностью устраивает авторов запроса и дает возможность двигаться в этом вопросе дальше.
"То, что такой акт вышел — это уже достижение. Это наша промежуточная цель на огромном поле работы. Дальнейшие наши шаги я афишировать не буду, так как считаю, что сначала надо достигнуть результатов, а потом уже их освещать", - отметил собеседник агентства.