Сегодня, 26 декабря, на заседании Координационного совета по малому и среднему предпринимательству при правительстве Коми рассматривали взаимодействие субъектов малого и среднего предпринимательства с ОАО "Российские железные дороги".
Как отметил в своем докладе первый заместитель министра развития промышленности и транспорта Александр Гибеж, уже более 10-ти лет продолжается реформирование системы железнодорожного транспорта в России. В 2011 году, когда ОАО "РЖД" перестало быть собственником подвижного состава, малому и среднему бизнесу - особенно в лесной и строительной отраслях - стало невозможно вывозить продукцию из-за отказа собственников предоставлять свои вагоны под дешевые грузы, а так же из-за непосильных цен, установленных собственниками и операторами вагонов.
Позднее часть вагонного парка была возвращена обратно перевозчику, за использование вагонов была установлена публичная цена. Это позволило ликвидировать дефицит подвижного состава. При этом привлеченными вагонами закрыта потребность в перевозках социально-значимых грузов, обеспечены перевозки мелких и средних грузоотправителей в одиночных вагонах и небольшими группами. Однако все это было временной мерой. Проблема обеспечения клиентов в достаточном количестве недорогими вагонами так и не решена.
По словам А. Гибежа, в 2013 году практически полностью исчезнут перевозки в 3-х и 5-ти тонных контейнерах. Основными заказчиками перевозок в данных контейнерах помимо физических лиц были представители малого и среднего бизнеса. Грузоотправителям сейчас приходится осваивать более дорогостоящие перевозки в почтово-багажных вагонах и крупнотоннажных контейнерах.
На смену прежней технологии отправки грузов в среднетоннажных контейнерах приходит новая услуга по отправке мелких партий грузов в крупнотоннажных контейнерах и крытых вагонах, которая предусматривает возможность доставки грузов к местам приема-выдачи, их временное хранение на складе в ожидании накопления-вывоза, упаковку, маркировку и информационное сопровождение перевозки. Такие услуги предоставляются в Сыктывкарской механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций, расположенной в Сыктывкаре, и на производственных участках дистанции в Ухте, Печоре, Воркуте, Инте, Усинске, Лабытнанги.
"Конечно, ситуация привела к тому, что большинство грузоотправителей ушли на автотранспорт, - подчеркнул А. Гибеж. - В ряде случаев груз, который отправляется — дешевле, чем стоимость его перевозки, кроме того, не всегда железная дорога срабатывает оперативно".
Ситуация с отправкой грузов тем способом, который сегодня предлагает железная дорога, не устраивает предпринимателей региона. Об этом члены Координационного совета заявили открыто в ходе заседания.
Как подчеркнул Павел Поташов, сроки доставки грузов и так запредельные. Из Краснодара груз железной дорогой идет 20 дней, а машиной — 3. Кроме того, при сборных вагонах вероятность потери груза еще больше увеличивается. Не удовлетворяет предпринимателей и режим работы железной дороги.
Все эти претензии будут предъявлены на ближайшей встрече представителей Министерства развития промышленности с представителями ОАО "РЖД".