Общественный совет при МВД по Коми провел 18 декабря круглый стол по теме: "Профилактика и предупреждение преступлений с использованием банковских карт и телефонной связи".
В нем принимали участие сотрудники Управления уголовного розыска, Следственного управления МВД по РК, ГУФСИН, представители сотовых операторов и банков республики. В рамках мероприятия обсуждались проблемы мошенничества, в том числе мошенничества с использованием смс-сообщении и банковских карт, привлечение внимания широкой общественности республики к этой проблеме.
Как отмечалось, в республике регистрируется рост таких преступлений. За 11 месяцев 2012 года полицией расследовано 211 уголовных дел, возбужденных по фактам телефонного мошенничества (в 2011 — 179).
Старший уполномоченный Управления уголовного розыска МВД по РК Федор Фогель более подробно остановился на двух видах мошенничества.
В первом случае в основном пострадавшими являются пожилые люди. Преступники, позвонив им на домашний телефон и представившись сотрудниками полиции, сообщают, что их родственник попал в затруднительное положение и ему срочно нужны деньги. Во втором случае преступники отправляют смс, в которой говорится о блокировке банковской карты, с предложением позвонить по указанному номеру (причем, как отметил Ф.Фогель, указанный в сообщении номер не вызывает подозрения, так как начинается с цифр 8-800 -ХХХХХХ. Кстати, в последнее время "липовые" сообщения стали приходить с номера "900", используемого Сбербанком). Затем, представившись сотрудниками банка, предлагают помощь в разблокировке карты, а для этого требуют представить личную информацию, вплоть до номера и ПИН-кода банковской карты.
По словам начальника отдела следственной части Следственного управления МВД по РК Андрея Литвинова, раскрываемость подобных преступлений составляет чуть более 30 процентов. В этом году в суды было направлено только 68 дел.
Проблема в том, что преступления носят специфический характер, у преступников нет непосредственного контакта с потерпевшими. К примеру, в случае с пожилыми людьми перевод средств, в основном, осуществляется блиц-переводами, и адресованы они часто людям, которые не имеют непосредственного отношения к преступлению.
Еще одной причиной низкой раскрываемости таких преступлений А. Литвинов назвал неактивное желание влаимодействовать с органами полиции со стороны сотовых операторов и кредитных организаций. Направляемые из полиции запросы порой рассматриваются месяц-два.
По мнению сотрудников полиции, банкам и сотовым операторам необходимо сегодня как можно чаще делать рассылки сообщений с предупреждением о возможном мошенничестве.
Как отмечали представители кредитных организаций, рассылаемые банком настоящие сообщения достаточно защищены, и любой гражданин может определить "подделку". В настоящем смс будет обязательно указан номер банка, последние цифры номера карты. Сотрудники банка никогда не будут просить клиента перезвонить или диктовать какие либо инструкции по решению проблем по телефону. К тому же банки никогда не отправляют смс, что карта блокирована. Человек об этом может узнать только при снятии денег через банкомат или оплате услуг и товаров через терминалы.
Отмечалось, что большая часть "липовых" сообщений приходит из мест лишения свободы, где сотовой связи вообще не должно быть. Присутствующие на заседании сотрудники ГУФСИН не смогли объяснить, каким образом мобильные телефоны попадают к заключенным, но подтвердили, что с каждым годом количество изъятых телефонов растет. В том числе заявлялось, что пока нет эффективных способов, как, например, сделать так, чтобы сотовая связь оставалась недоступной для сидящих на зоне.
Все участники круглого стола говорили о том, что чаще всего проблемы возникают из-за того, что профилактическая работа ведется на недостаточном уровне. Людям нужно постоянно напоминать, что существуют различные виды мошенничеств, в том числе при помощи сотовой связи.
В результате участники заседания сошлись во мнении, что в 2013 году необходимо направить общие усилия на проведение профилактических мероприятий, направленных на различные категории населения.