В Коми подвели итоги мониторинга эффективности деятельности органов МСУ за 2011 год.
Мониторинг показал, что наибольшую удовлетворенность деятельностью органов местного самоуправления демонстрировали жители Прилузского (97% от числа опрошенных), Ижемского, Сыктывдинского и Сысольского районов (по 89 %). Не удовлетворены деятельностью местной власти жители Воркуты (38% от числа опрошенных), Вуктыла (42%), Печоры (49%) и Усть-Цилемского района (56%).
Как подчеркивают в Управлении государственой граданской службы Коми, в муниципальных районах случаев некомпетентности, волокиты и равнодушия специалистов отмечено больше, чем в городских округах. Сельчане чаще, чем горожане обозначали недостатки в организации приема населения работниками органов МСУ, констатируют в Управлении государственной гражданской службы Коми.
Удовлетворенность населения медицинской помощью.
В целом, за 2011 год большинство респондентов (73%) получило бесплатную медицинскую помощь. Большинство опрошенных (74% от числа опрошенных) удовлетворены графиком работы медучреждений. Тем не менее, серьезной проблемой для большинства респондентов является предоставление медицинской помощи в учреждениях здравоохранения на бесплатной основе: для 57% респондентов – наличие возможности прохождения необходимого обследования и для 56% – наличие необходимых специалистов
В целом удовлетворенными медицинской помощью в большей степени остались жители Сысольского района (98% от числа опрошенных), Усть-Куломского (97%), Усинска (95%) и Ухты (95%). Самый высокий показатель неудовлетворенности медицинскими услугами выявлен в Воркуте и Инте (39% и 26% соответственно).
Более половины респондентов отметили удовлетворенность такими сторонами медицинского обслуживания, как обходительность, вежливость персонала, доступность объяснения врача (фельдшера) по поводу заболевания и лечения. В числе основных претензий граждан в адрес медицинских учреждений – длительное ожидание приема врача, недостаточная укомплектованность специалистами, отсутствие возможности выбора врача.
Удовлетворенность качеством услуг дошкольного образования по муниципальным образованиям в целом выразили 92% респондентов.
По результатам опроса выяснилось, что в Усинске и еще в шести муниципальных районах (Ижемский, Сыктывдинский, Сысольский, Удорский, Усть-Куломский, Усть-Цилемский) услугами, предоставляемыми детскими садами, полностью или частично удовлетворены все получатели услуг. Наибольший процент недовольных качеством дошкольного образования зафиксирован в Усть-Вымском – 21% от числа опрошенных, более 10 % от числа опрошенных – в Сыктывкаре, Вуктыле, Печоре и Койгородском районе.
Показатель доступности получения услуг дошкольного образования варьирует от 92% от числа опрошенных в Усть-Вымском и Усть-Цилемском до 20% - в Вуктыле. Четверть опрошенных в Троицко-Печорском и 28% в Прилузском заявили о недоступности получения услуг дошкольного образования. В Ухте такого же мнения придерживаются 29% от числа орошенных, в Воркуте – 39%, в Инте – 47% респондентов, в Вуктыле – 74%.
Неудовлетворенность качеством дошкольного образования в основном была мотивирована нехваткой мест в детских садах; высокой платой; плохим отношением к детям: грубость, невнимание; низким уровнем работы воспитателей; текучкой кадров, их нехваткой; качеством питания.
Население республики достаточно высоко оценивает работу учреждений общего образования (удовлетворены 91% опрошенных). В городских округах довольных качеством общего образования немного выше – 93% от числа опрошенных, чем в муниципальных районах – 89% респондентов.
Показатель удовлетворенности качеством общего образования варьирует от 100% от числа опрошенных в Усинске и Ижемскем до 69% от числа опрошенных – в Вуктыле. Основными претензиями респондентов к школьному образованию являются большие дополнительные финансовые расходы родителей, закрытие школ и увеличение их загруженности, что сказывается на качестве образовательного процесса, нет качественной смены педагогических кадров.
Уровень удовлетворенности населения жилищно-коммунальными услугами.
Основной причиной недовольства людей является невыполнение управляющими организациями работ, предусмотренных договорами управления, плохая работа управляющих организаций по обращениям граждан.
Большое количество обращений граждан поступает из муниципалитетов, в которых большой удельный вес многоквартирных домов, управление которыми осуществляется управляющими организациями, выбранными по результатам открытых конкурсов (Сыктывкар, Печора, Сосногорск, Сыктывдинский и Прилузский районы). При организации и проведении конкурсов на управление многоквартирными домами органы МСУ зачастую готовят конкурсную документацию без учета технических и конструктивных характеристик многоквартирных домов. Это приводит к возмущению граждан по поводу необоснованного взимания с них платы за неоказанные услуги по содержанию и ремонту общегодомового имущества.
По результатам опроса, уровень удовлетворенности качеством услуг, предоставляемых в сфере культуры, в 2011 году составил 84%. Наиболее благоприятная ситуация (удовлетворены 94- 96% от числа опрошенных) наблюдается в пяти муниципальных образованиях: Сысольский район (96%), Усть-Цилемский (96%), Сыктывкар (95%), Воркута (94%), Сыктывдинский (94%).
Самый низкий показатель в Троицко-Печорском районе (54%).
Основные причины низкой удовлетворенности качеством культурного обслуживания недостаточность учреждений культуры и/или количества и качества культурно-досуговых мероприятий, организуемых в муниципальном образовании. На высокую степень удовлетворенности, как правило, влияет активность культурной жизни в муниципалитете, наличие традиционных массовых ("брендовых") мероприятий районного или республиканского уровня с большим количеством зрителей и участников, а также разнообразие форм предоставления услуг.
По итогам ранжирования показателей и с учетом их весовых коэффициентов за 2011 год в число лидеров вошли Сыктывкар, Усинск, Ухта и Сысольский район. На последних местах рейтинга муниципальные районы: "Ижемский", "Корткеросский", "Удорский", "Вуктыл".