Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел опрос об отношении россиян к государственному участию в развитии и поддержке железнодорожных перевозок.
По данным опроса, 91% россиян считает, что государство должно субсидировать железнодорожные перевозки - то есть выделять перевозчикам средства из бюджета. При этом половина опрошенных (52%) высказывается за субсидии для всех категорий граждан (вне зависимости от их возраста и уровня социальной защищенности).
49% россиян совершали поездки на железнодорожном транспорте за последние 2 года, среди них треть опрошенных (31%) пользовалась пригородными электричками. Поезда дальнего следования были востребованы каждым пятым опрошенным (19%). Поездки на высокоскоростных поездах ("Сапсан" и "Аллегро") и аэроэкспрессах совершали по 1% респондентов.
По итогам социологического исследования, стоимость проезда оценивается как приемлемая или скорее приемлемая. Об этом сообщили 46% пользователей пригородного сообщения и 38% пользователей междугороднего сообщения.
В то же время именно стоимость билетов является ключевым фактором отказа от поездок: 64% респондентов готовы отказаться от железнодорожного транспорта в пользу более дешевого. Второе немаловажное условие выбора другого вида транспорта - скорость поездки (30% выбрали бы более быстрый вариант). Также в тройке значимых причин отказа от поездов - безопасность (22% опрошенных предпочли бы путешествовать более безопасным способом). Участники опроса указывали также такие возможные условия отказа от использования железной дороги, как более комфортабельные виды транспорта (15%), более удобная сеть маршрутов (10%), более удобное расписание (8%) и др.
Участие во всероссийском опросе ВЦИОМ приняли 1600 человек в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Опрос был проведен 13-14 октября, статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Справка:
С 1 января 2013 года Минфин РФ планирует отказаться от государственной поддержки льготного проезда учащихся в пригородном сообщении, утвержденной постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2010 года № 1163. Это удвоит стоимость проезда для учащихся. На сегодня федеральный бюджет выделяет регионам средства, и учащиеся покупают проездные документы со скидкой 50% с 1 сентября по 15 июня.
Напомним, федеральное правительство софинансирует траты субъектов РФ за счет федеральной субсидии в следующем соотношении: 95% погашается за счет федерального бюджета и 5% - за счет регионального. В этом году федеральным бюджетом предусмотрены субсидии на перевозку студентов и школьников в пригородном пассажирском сообщении в размере 2,1 млрд. рублей. В 2011 году в пригородном сообщении было перевезено 64,4 млн. учащихся, что на 1,3% больше, чем в 2010 году. За 1 полугодие 2012 года в пригородном сообщении перевезено около 37 млн. учащихся, что соответствует количеству учащихся, перевезенных пригородными поездами в 1 полугодии 2011 года.
Если Министерство финансов РФ решит отказаться от господдержки льготного проезда учащихся из средств федерального бюджета, считается возможным предоставление льгот либо субъектами РФ, либо перевозчиками. Однако ввиду ограниченности региональных бюджетов и убыточности большинства ППК, эта возможность считается сомнительной.