25 октября Корткеросский районный суд вынес приговор фигурантам резонансного "подъельского" дела - должностным лицам, которых обвиняли в причастности к гибели пожилых людей в страшном пожаре.
Напомним, на скамье подсудимых оказались бывший руководитель администрации Корткеросского района Николай Ливсон, бывший руководитель Агентства Коми по соцразвитию Константин Сажин, бывший директор Центра социального обслуживания населения Татьяна Колданова и бывший директор Центра социального обслуживания населения Татьяна Шевелева.
Заседания в открытом режиме проходили с февраля этого года. Сегодня 89 страниц приговора судья Валерий Мокрецов зачитывал четыре часа. В зале суда собралось немало слушателей — односельчан подсудимых, их друзей и родственников.
Дом ветеранов села Подъельск располагался в здании бывшей школы 1964 года постройки. Как установил суд, условия для проживания в нем пожилых ветеранов и инвалидов, нуждавшихся в постороннем уходе, были созданы незаконно, качество социальных услуг не соответствовало требованиям, а само здание не соответствовало нормам противопожарной безопасности и санитарно-эпидемиологическим.
Ближайшее пожарное депо находилось от здания в 25 километрах, в то время как, согласно нормам, должно было располагаться не более чем в трех. Вероятность гибели людей при пожаре поэтому была очень высокая.
С 2005 года в Доме ветеранов проводилось восемь плановых и внеплановых проверок, но постепенно устранялись лишь мелкие нарушения, более серьезные "ставились на контроль". С ветеранами работали восемь соцработников.
31 января 2009 года от острого отравления угарным газом погибли 23 жильца Дома ветеранов. Как позже установили эксперты, очаг возгорания находился в комнате №9, где воспламенились горючие материалы.
Валерий Мокрецов посчитал собранные доказательства по делу достаточными для того, чтобы вынести всем фигурантам обвинительный приговор.
С июня 2008 года должность руководителя администрации Корткеросского района занимал Николай Ливсон.
Суд учел тот факт, что Николай Ливсон частично признал свою вину и раскаялся. Однако именно на нем лежали обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности, поскольку бремя по содержанию муниципальной собственности лежало на администрации района.
Согласно приговору, Н.Ливсон неэффективно управлял муниципальной собственностью, допустил проживание пожилых людей в Доме ветеранов, не соответствующем требованиям, не принял мер по устранению нарушений. Преступление он совершил по неосторожности, не предвидя опасных последствий своего бездействия.
Константин Сажин был назначен руководителем Агентства РК по соцразвитию в феврале 2006 года. Он также был осведомлен о том, что не соответствующее требованиям здание бывшей школы используется как помещение для проживания пенсионеров, а также знал о том, что эти люди нуждаются в специальном уходе и обслуживании.
По мнению судьи, К.Сажин, небрежно относясь к службе, ненадлежащим образом осуществлял свои обязанности, самоустранился от решения проблем, хотя знал о них, не контролировал незаконное проживание пенсионеров, халатно не принимал мер по осуществлению соцподдержки пожилых жителей района вопреки показаниям, легкомысленно надеясь, что ничего негативного не произойдет.
Суд отверг доводы защитников К.Сажина о том, что Дом ветеранов, якобы, был "обычным общежитием", поскольку было установлено, что пожилые люди жили по особому распорядку соцобслуживания.
Вопросами заселения ветеранов и инвалидов в здание по улице Центральной села Подъельск занимался Центр социального обслуживания населения района.
С октября 2007 года возглавляла его Татьяна Колданова. Она знала о незаконном функционировании Дома ветеранов, и не только не принимала мер по прекращению его деятельности, но и, фактически, одобряла существующий в нем порядок соцобслуживания, а также вышла за рамки своих должностных полномочий.
Еще одна подсудимая - Татьяна Шевелева - будучи директором Центра, приняла на работу гражданина Казакова, издав приказ о назначении его заведующим отделением социальной помощи на дому, до этого исполнявшего те же функции на общественных началах, работая в Совете ветеранов. Фактически, за пенсионерами в Доме ветеранов незаконно ухаживали другие люди, а Казаков получал заработную плату и материальные поощрения. Всего ущерб муниципальной казне составил 153 тысячи рублей. Оснований брать Казакова на эту должность не было, постановил суд, а подсудимые сделали это умышленно, "из карьеристских побуждений".
Смягчающими обстоятельствами для К.Сажина, Т.Колдановой и Т.Шевелевой суд признал наличие у них несовершеннолетних детей. Кроме того, Т.Колданова все свободное время посвящает уходу за отцом, инвалидом первой группы.
Все фигуранты "подъельского" дела получили условные сроки. Николай Ливсон - 2 года 6 месяцев, Константин Сажин - 4 года, Татьяна Колданова - 4 года 6 месяцев, Татьяна Шевелева -1 год. Кроме того, в течение трех лет они не смогут занимать руководящие должности в органах госвласти.
После заседания Татьяна Колданова сразу не смогла покинуть зал суда, с трудом справляясь с шоком. Осужденные собираются обжаловать приговор.