Новости Республики Коми | Комиинформ

Марина Истиховская выступила с докладом на конференции, посвященной 20-летию Конституции России

Марина Истиховская выступила с докладом на конференции, посвященной 20-летию Конституции России
Марина Истиховская выступила с докладом на конференции, посвященной 20-летию Конституции России
logo

25 -26 октября в Москве, в здании Фундаментальной библиотеки МГУ им. М. В. Ломоносова, проходит научно-практическая конференция на тему "К 20-летию Конституции России: анализ и перспективы законотворческой деятельности Федерального Собрания Российской Федерации".

На пленарном заседании конференции выступила председатель Государственного Совета Коми Марина Истиховская. Тема ее доклада: "Участие законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации в федеральном законодательном процессе (правовые проблемы, пути их решения)".

Пресс-служба Госсовета республики распространила сокращенный текст доклада.

"Для субъектов Федерации законодательные инициативы - это не только право, предоставленное Конституцией России, но и высокая обязанность. Правовая регламентация и участие в законотворческой деятельности субъектов РФ реализуется в интересах населения региона и необходима органам власти для качественной реализации своих полномочий.

Информация о правоприменении тех или иных федеральных законов, проблемах, возникающих при реализации норм, находится именно в субъектах России. И именно они обязаны сигнализировать Государственной Думе об этих проблемах. И по идее сигналы от нас, регионов, должны вроде бы быть востребованными. Но действительную ситуацию с законодательными инициативами мы с вами знаем.

Проблема качества законодательных инициатив - проблема двусторонняя, и необходимо выработать эффективные каналы взаимодействия между Государственной Думой и региональными парламентами, которые позволят "сигналу" стать нормой закона и преодолеть наш скепсис.

Проблему я вижу в отсутствии правовой регламентации такого взаимодействия.

Еще в 2008 году мы с депутатами провели масштабный анализ законодательно-инициативной деятельности за несколько лет не только по своему региону, но и по всему Северо-Западному федеральному округу. Проанализировали причины возвратов, отклонений.

После этого провели масштабную экспертную ревизию всех наших законодательных инициатив, находящихся на рассмотрении Госдумы, и приняли решение отозвать практически все. Причины две: утраченная к этому времени актуальность (некоторые из них находились на рассмотрении 2-5 лет), осознание депутатами нецелесообразности предлагаемых подходов решения правовой проблемы, и последнее - признание их низкого качества.

Результатом работы депутатов стало самое главное – решение о необходимости правовой регламентации порядка разработки федеральных законодательных инициатив. Мы на региональном уровне узаконили такое понятие, как "законодательное предложение", которое принципиально отличается от понятия "законодательная инициатива".

Было принято Постановление Государственного Света, которое определило порядок работы над законодательными предложениями, ее поручили вести Президиуму Государственного Совета. В постановлении определен порядок многоступенчатого экспертирования предложений. Все субъекты права законодательной инициативы соблюдают этот порядок, и Глава Республики Коми в том числе.

Установлен первый этап экспертирования - региональный. Участники: Прокуратура РК, Минюст по РК, органы исполнительной власти как региональные, так федеральные, находящиеся на территории, Общественная палата региона, институты гражданского общества, научные эксперты.

Только после этого президиум принимает решение: или продолжить работу, или предложить инициатору отозвать, или снять с рассмотрения законодательное предложение. Замечания учитываются и далее проходит второй этап экспертирования - федеральный.

Участники: Правовое управление Государственной Думы, профильные комитеты Государственной думы и Совета федерации, профильное федеральное министерство.

Анализ поступивших отзывов, высказанные замечания позволяют нам определиться с дальнейшей судьбой проекта. И только потом Президиум Госсовета принимает решение - продолжить или нет работу и вносить ли инициатору доработанное законодательное предложение, но уже в статусе законодательной инициативы, на рассмотрение Государственному Совету.

Три года работает такой порядок - и вот результаты. Было внесено президиуму 30 законодательных предложений. 4 из них мы внесли на рассмотрение Государственной Думы, две из них стали законами. 4 законодательные инициативы были переданы на второй стадии для внесения нашими депутатами Думы напрямую. По остальным законодательным предложениям принято решение не вносить их в Госдуму. Таким образом, эффективность законотворчества составила 20 процентов. В сравнении с предыдущим аналогичным периодом. Внесена в Госдуму 41 законодательная инициатива, законом стала одна, эффективность составляла 2,5 процента.

У этого порядка есть один существенный минус - к сожалению, это сказалось на сроках разработки инициатив. Вся процедура с учетом переписки и получения заключений составляет от 6 месяцев до года. Потом Государственная Дума рассматривает их около года.

Вывод делаю следующий. Первое: Необходимо обязать субъекты России принять порядок разработки проектов федеральных законов.

Второе, и, на мой взгляд, самое главное - необходимо помочь субъектам России в ускорении получения экспертиз на федеральном уровне. Таким органом вполне может стать Совет Федерации. Для этого нужно отрегламентировать порядок рассмотрения либо через регламент Совета Федерации, либо отдельным Постановлением. Необходимо ввести в правовое поле понятие "законодательное предложение". Предлагаем следующий порядок рассмотрения законодательных предложений в Совете Федерации.

Вносить законодательные предложения субъекты могут в том же формате, который предусмотрен для законодательных инициатив, но с расширенным пакетом обоснований и аналитики.

Ответственными за работу с законодательными предложениями мы предлагаем сделать комитеты Совета Федерации, которые будут принимать решение, целесообразна дальнейшая работа с законодательным предложением или нет. Если комитет берет в работу, то именно он проводит серию федеральных экспертиз. По результатам принимает решения: вернуть его инициатору с обоснованием отказа, либо внести на рассмотрение Совета Федерации для последующего инициирования в Государственной Думе уже в качестве законодательной инициативы. Либо направить инициатору – законодательному собранию субъекта для самостоятельного внесения в Государственную Думу.

Это позволит решить ряд задач:

Совет Федерации повышает свою роль в представлении интересов регионов.

Законодательные собрания субъектов получают мощного помощника в работе над законопроектам и сокращают сроки работы над законодательными инициативами.

Государственная Дума получает законопроекты хорошего качества, при этом согласованные с остальными участниками законотворческого процесса.

И самое главное, наши избиратели получают более оперативное решение проблем в правовой плоскости.

Уважаемые коллеги! Проблемы, связанные с региональными законодательными инициативами - дело серьезное! Недовольство у наших граждан большое, основная претензия - качество федеральных законов: пробелы, некорректность и расплывчатость норм, тяжеловесность процедур их реализации. И только мы, регионы, можем сказать федеральному законодателю об этом, у нас информация о правоприменении!

Пора сесть за стол переговоров и договориться о порядке взаимодействия. Мы же в республике договорились более чем с двумя сотнями муниципальными субъектами права законодательной инициативы. Так почему же нельзя договориться с 83 субъектами России?"

*** На открытии пленарного заседания выступили ректор МГУ им. М. В. Ломоносова Виктор Садовничий, председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Сергей Нарышкин, первый заместитель председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Александр Торшин, с докладами выступили председатель Счетной палаты Российской Федерации Сергей Степашин, губернатор Тульской области Владимир Груздев, заместитель председателя Госдумы, руководитель фракции ВПП "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в Государственной Думе Андрей Воробьев, руководитель фракции "КПРФ" в Государственной Думе ФС РФ Геннадий Зюганов, руководитель фракции "ЛДПР" в Государственной Думе ФС РФ Владимир Жириновский, первый заместитель председателя Верховного суда Российской Федерации Петр Серков, директор Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве Российской Федерации Талия Хабриева, руководитель Аппарата Счетной палаты Российской Федерации,председатель правления Российского исторического общества Сергей Шахрай.

25 октября проходят дискуссии по темам "Актуальные проблемы законодательного обеспечения экономического развития и роль законодательных процедур в этом процессе", "Современный парламентаризм: становление, развитие и совершенствование взаимодействия между ветвями власти в законодательном процессе".