Новости Республики Коми | Комиинформ

Региональным журналистам представили проект Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы России

Региональным журналистам представили проект Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы России
Региональным журналистам представили проект Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы России
logo
Региональным журналистам представили проект Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы России
Фото Светланы Быковской.

Проект Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы России был представлен сегодня, 3 октября, на селекторной пресс-конференции с представителями средств массовой информации регионов. Основные моменты стратегии презентовали, а затем ответили на вопросы журналистов статс-секретарь, заместитель министра труда и социальной защиты РФ Андрей Пудов и председатель правления Пенсионного фонда России Антон Дроздов.

На сегодня проект стратегии передан на рассмотрение президенту России Владимиру Путину, а также на общественное обсуждение в большое правительство. До середины декабря по документу должны быть разработаны законопроекты, которые будут представлены на утверждение в Госдуму на весенней сессии. По словам Антона Дроздова, ожидается, что к реализации основных направлений стратегии Россия приступит в 2014 году.

Как заметил Андрей Пудов, в рамках стратегии предусматривается реализация в России трехуровневой модели пенсионной системы, где первый уровень — это трудовая (или государственная) пенсия, которая формируется за счет страховых взносов и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. За счет трудовой пенсии должен обеспечиваться коэффициент замещения утраченного заработка до 40%. Чтобы размер пенсии был выше, чем гарантировано государством, предусмотрены 2-ой и 3-ий уровни.

2-ой уровень — это корпоративная пенсия (до 15% от утраченного заработка). Она формируется работодателями при возможном участии работника на основании трудовых договоров или отраслевого тарифного соглашения.

3-й уровень — частная пенсия, которая формируется самим работником (до 5% утраченного заработка).

На селекторе также были обозначены основные направления реализации стратегии. Во-первых, упор будет делаться на совершенствование тарифно-бюджетной политики, в рамках которой предполагается установить единые тарифы страховых взносов в отношении всех работодателей, в том числе и для самозанятого населения (предпринимателей, фермеров, адвокатов, нотариусов и т. д.). К примеру, сегодня их платеж рассчитывается исходя из минимального размера оплаты труда и составляет 14,3 тысячи рублей в год, тогда как размер страхового взноса наемного работника достигает 112 тысяч. При этом пенсии обеих категорий граждан являются соразмерными.

Во-вторых: предлагается провести реформирование института досрочных пенсий, в рамках которого планируется установить дополнительные тарифы страховых взносов для страхователей в отношении людей, которые трудятся на рабочих местах с особыми условиями труда. На сегодня 3,5 миллиона человек в России получают досрочную пенсию, при этом 75% из них продолжают работать после назначения пенсии.

Еще одним направлением стратегии является реформирование института накопительной составляющей пенсионной системы. Опыт формирований пенсионных накоплений России выявил ряд проблем. Например, проявилось снижение пенсионных прав граждан, принудительно включенных в обязательную накопительную систему. Так, размер трудовой пенсии по старости у гражданина 1966 года рождения (не имеющего пенсионных накоплений по обязательному пенсионному страхованию) при выходе на пенсию в 2032 году будет на 2987 рублей выше, чем у гражданина 1967 года рождения (за которого отчислялись страховые взносы на накопительную часть пенсии).

В связи с этим предлагается ряд мер для восстановления пенсионных прав застрахованных лиц. Так, в стратегии говорится, в том числе, и о поэтапном переводе накопительной составляющей из системы обязательного пенсионного страхования в систему добровольного пенсионного страхования или негосударственного пенсионного обеспечения, также предлагается стимулировать работников к уплате дополнительных страховых взносов из заработной платы в накопительную составляющую, и др. меры.

Еще два серьезных направления стратегии — это развитие системы корпоративного обеспечения и совершенствование системы формирования пенсионных прав. В рамках первого направления предусматривается установление требований по стандартизации финансовых пенсионных продуктов, контролю и надзору за ними, а также налоговых льгот для финансирования пенсионных выплат. В рамках второго направления большое внимание уделяется стажу работы и личному участию граждан в распределительной составляющей пенсионной системы.

В результате реализации стратегии к 2030 году средний размер пенсии должен быть не ниже 2,5-3 прожиточных минимумов пенсионера.

С текстом стратегии можно ознакомиться на сайте Минтруда России.