Новости Республики Коми | Комиинформ

Интервью ИА "Комиинформ" депутата Госдумы ФС РФ от Коми Владимира Поневежского

Интервью ИА "Комиинформ" депутата Госдумы ФС РФ от Коми Владимира Поневежского
Интервью ИА "Комиинформ" депутата Госдумы ФС РФ от Коми Владимира Поневежского
logo

Госдума открыла новый политический сезон. В осеннюю сессию парламентариям, в частности, предстоит рассмотреть законопроекты, касающиеся противодействия коррупции. О них и других актуальных законодательных инициативах в интервью ИА "Комиинформ" рассказал бывший прокурор республики, депутат Государственной Думы ФС РФ VI созыва, член комитета по конституционному законодательству и государственному строительству, а также думской комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Госдумы Владимир Поневежский.

- Владимир Александрович, как вы оцениваете ряд законотворческих инициатив, направленных на усиление борьбы с коррупцией, которые рассмотрит Госдума в осеннюю сессию?

- Коррупция является одним из наиболее опасных факторов в общественной жизни, негативно влияющих на состояние национальной безопасности государства в целом, тесно переплетается с другими видами антиобщественных проявлений, таких как организованная преступность, теневая экономика, терроризм. В послании президента РФ Федеральному Собранию РФ еще в 2009 года коррупция названа одним из главных барьеров на пути развития нашего государства. Борьба с ней остается первоочередной задачей и сегодня.

В этой связи выработка механизмов противостояния коррупции становится приоритетным направлением деятельности всех государственных органов власти. В настоящее время развернута масштабная практическая деятельность, направленная на противодействие всем возможным коррупционным проявлениям. Проводятся оперативно-розыскные мероприятия, возбуждаются уголовные дела, которые в последствие направляются в суды. Мы практически каждый день становимся свидетелями очередного коррупционного скандала, освещаемого в средствах массовой информации. И это является не простой констатацией факта, что коррупция существует, а результатом слаженной оперативной работы соответствующих правоохранительных структур, позволившей вывить и пресечь очередное преступление коррупционной направленности.

Начиная с 2008 года руководство нашей страны принимает целенаправленные меры, направленные на борьбу с коррупцией. Инициировано принятие пакета антикоррупционных федеральных законов, наиболее значимым из которых является федеральный закон от 25декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции". Однако пробелы в антикоррупционном законодательстве все же остаются и сегодня.

Во многих случаях коррупция проистекает из сущности сложившегося в России бизнеса, базирующегося зачастую на коррупционных взаимоотношениях власти и предпринимательства. Благоприятную почву для коррупции создают и несовершенство нормативных правовых актов и сложившаяся социальная среда, в которой тесно сосуществуют власть и бизнес.

И в этой связи ряд законотворческих инициатив, которые предполагается рассмотреть в эту осеннюю сессию Государственной Думой, представляются весьма своевременными и актуальными.

В частности, речь идет о законопроектах, направленных на установление прозрачности не только доходов, но и расходов чиновников.

В 2011 году принят федеральный закон, в соответствии с которым обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера возлагается на лиц, замещающих должности в фондах и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, а также на отдельные категории работников, замещающих должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.

- Начато обсуждение вариантов законопроектов, запрещающих чиновникам владеть имуществом за рубежом. Не могли бы вы рассказать о них поподробнее...

- Само по себе представление таких сведений дисциплинирует государственных служащих и работников, является действенной мерой профилактики коррупционного поведения. Однако полностью антикоррупционный потенциал этой меры может раскрыться лишь при установлении контроля над источниками средств, на которые приобретается имущество, так называемый контроль за расходами.

С этой целью подготовлены и внесены на рассмотрение Государственной Думой подготовлены проекты федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", федерального конституционного закона "О внесении изменений в ст. 10 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" и федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам".

В соответствии с указанными проектами лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, должности федеральной государственной службы, государственной службы субъектов Российской Федерации, муниципальной службы и отдельные должности в организациях, созданных для реализации государственных функций (государственные корпорации, пенсионные фонды и другие), обязаны представлять сведения о своих расходах, о расходах своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей, касающихся приобретения земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), а также сведения об источниках получения расходуемых средств.

Вообще, практика проверки сведений о доходах при поступлении на госслужбу и при прохождении госслужбы довольно давно и эффективно применяется в других странах.

В частности, в Гонконге, если чиновник не объяснит, откуда у него миллион в банке и вилла в Ницце, он получит 10 лет тюрьмы.

"Антикоррупционное" законодательство США предусматривает обязательную проверку всех лиц, поступающих на государственную службу: проверяется все: биография, послужной список, семейные и при необходимости дружеские связи, сам кандидат проверяется на полиграфе. И даже не слишком обоснованные подозрения являются непреодолимым препятствием для поступления и дальнейшего продвижения по службе.

Помимо этого на рассмотрении в Госдуме находится ряд законопроектов, направленных на развитие антикоррупционной деятельности и требующих скорейшего рассмотрения, в частности законопроекты, касающиеся внесения изменений и дополнений в ФЗ "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 № 273-ФЗ, "О парламентском контроле".

В проекте федерального закона "О парламентском контроле", одним из соавторов которого я являюсь, перечисляются формы парламентского контроля, сложившиеся в действующем законодательстве и вводится ряд новых форм.

Особое внимание в проекте предлагается уделить процедуре антикоррупционной экспертизы принимаемых проектов федеральных законов. А именно, предлагается расширить перечень проектов федеральных законов, проходящих антикоррупционную экспертизу и установить обязательность включения в официальный отзыв (заключение) правительства Российской Федерации раздела, который бы содержал результаты антикоррупционной экспертизы.

В целях обеспечения единообразного применения и исключения возможности злоупотреблений и возникновения коррупционных норм предлагается расширить парламентский контроль за нормотворческой деятельностью Правительства Российской Федерации.

Законопроект имеет ряд антикоррупционных новаций, в частности, как уже было сказано, обязательное включение в официальные отзывы и заключения Правительства результатов антикоррупционной экспертизы; обязательное рассмотрение на заседаниях профильных комитетов материалов Счетной палаты РФ; возможность инициировать парламентское расследование по выявленным Счетной палатой фактам нарушений и ряд других.

Принятие закона о парламентском контроле объективно повысит роль и значение Федерального Собрания Российской Федерации как в системе ветвей власти, так и в общественно-политической жизни страны, а само формирование института парламентского контроля становится важным условием дальнейшего развития не только российского парламентаризма, но и российской государственности в целом.

Совершенствование же нормативного правового регулирования, направленного на устранение коррупционных составляющих в деятельности органов государственной власти на всех уровнях, должно стать одним из основополагающих стратегических шагов по преодолению коррупции в стране в целом.

- Депутатами также предлагается ввести норму, касающуюся конфликта интересов. Это означает, что если парламентарий владеет крупным пакетом акций предприятия или руководил этим предприятием, то он не может входить в профильный комитет Федерального Собрания. Например, человек, владеющий крупным фармацевтическим бизнесом, не вправе входить в комитет по здравоохранению. Потому что всегда будет соблазн принимать решение в пользу этого предприятия. Типичным - в этом контексте - можно назвать скандальный пример Геннадия Гудкова, который руководил охранным предприятие "ОСКОРД", являясь одновременно заместителем председателя комитета Госдумы по безопасности, а также руководителем подкомиссии по частной охранной деятельности, и, по некоторым данным, использовал должностное положение для лоббирования интересов своей компании. Комиссия ГД по проверке достоверности информации о доходах и расходах депутатов подтвердила факт участия депутата Г.Гудкова в предпринимательской деятельности. Госдума лишила его депутатских полномочий.

Согласны ли вы с введением нормы, касающейся конфликта интересов, поддержали ли решение по Г.Гудкову? Не станет ли вышеупомянутая норма инструментом борьбы единороссов с оппозицией, в том числе в стенах Госдумы?

- В целом с предложениями, направленными на устранение конфликтов интересов при осуществлении законотворческой деятельности, я согласен и поддерживаю. Мы находимся под пристальным вниманием общественности, СМИ, на нас смотрят наши избиратели, и подобные недвусмысленные ситуации, конечно, будут порождать сомнения в беспристрастности и лоббировании тем или иным депутатом интересов своего бизнеса в законотворческом процессе.

С выводами комиссии, членом которой я являюсь, я согласен, они обоснованы и подтверждены соответствующими материалами.

Что касается инструмента межпартийной борьбы, то здесь позиция комиссии однозначная и предельно ясная – при наличии оснований проверяться будет любой факт нарушения порядка предоставления сведений о доходах, в отношении любого депутата независимо от партийной принадлежности. Что в данный момент и происходит.

- Владимир Александрович, кроме того, подготовлен законопроект, который предполагает исключить семейственность в обеих палатах российского парламента и запретить родственникам работать вместе в парламенте. На сегодняшний день в Госдуме отмечены факты, когда парламентская фракция превратилась практически в семейное предприятие. Автор законопроекта об искоренении семейственности в парламенте Андрей Исаев полагает, что его инициатива станет основой для дискуссии в обществе, которая приведет к устранению семейственности и в других сферах, таких как образование, медицина, наука, где также имеют место вопиющие факты непотизма и кумовства. Каково ваше отношение к этому законопроекту?....

- Наверное, семейственность в парламенте, да и в любом другом государственном учреждении не лучшим образом сказывается на имидже госчиновников, как со стороны гражданского общества, так и со стороны подчиненных и коллег…

- Спикер Сергей Нарышкин поставил вопрос о необходимости изменения имиджа Госдумы, повышении авторитета депутатов, о том, что надо развеять миф об их непрофессионализме. Что, на ваш взгляд, следует, в первую очередь, для этого сделать? Законопроект, который также касается борьбы с коррупцией, - о парламентском контроле - позволит ли повысить авторитет Государственной Думы?

- Среди депутатов очень много высокообразованных людей, опытных руководителей, представителей различных сфер жизнедеятельности, настоящих профессионалов, достойно представляющих интересы своих избирателей.

Помимо этого в Аппарате Государственной Думы работают высококлассные, опытные юристы, помогающие депутатам без юридического образования квалифицированно подготовить любую законодательную инициативу, облечь ее в соответствующую форму. Поэтому я бы не стал говорить о каком-то непрофессионализме...

А что касается повышения авторитета, так это процесс непрерывный, связанный с постоянной необходимостью совершенствования, в том числе законодательного процесса. Действительно, в последнее время из-за череды громких скандалов в Государственной Думе, авторитет российского парламента пошатнулся. Но я уверен, мы в состоянии справиться с этими проблемами своими силами и привести все в неукоснительно соответствие требованиями Конституции РФ и федерального законодательства.

- Недавно вы вошли в состав думской комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах депутатов...

- Комиссия Госдумы по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Госдумы, осуществляет свою деятельность на основании и во исполнение постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 16 марта 2012 года №171-6 ГД, в соответствии с которым утвержден состав комиссии, назначен ее председатель, его заместитель, утверждено Положение о комиссии.

Комиссия образуется из числа депутатов ГД на основе принципа пропорционального представительства фракций. Основные цели комиссии: проверка достоверности и полноты сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Государственной Думы, и соблюдение депутатами ГД ограничений и запретов, установленных законодательством Российской Федерации.

Основанием для подобных проверок является достаточная информация, представленная в письменной форме на имя председателя Госдумы правоохранительными органами, постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных общественных объединений, не являющихся политическими партиями, Общественной палатой РФ, а также СМИ. Информация анонимного характера не может служить основанием для проведения проверки.

- Подводя итог нашей беседе…Открылся новый политический сезон. Каковы ваши планы вашей работы, какие еще законопроекты станут приоритетными в ходе осенней сессии?

- На осеннюю сессию у нас намечено рассмотрение ряда важных законодательных инициатив, поэтому я думаю, что напряженная законотворческая работа, начавшаяся с приходом нового созыва депутатов, продолжится.

Помимо этого я задействован в работе ряда комиссий Государственной Думы, являюсь представителем нижней палаты парламента по взаимодействию с Верховным Судом, Высшим Арбитражным Судом и Генеральным прокурором Российской Федерации. Нахожусь в постоянном контакте другими депутатами от Коми, с руководством республики, пытаюсь на федеральном уровне решать проблемы, обозначенные избирателями, отслеживаю законопроекты, затрагивающие интересы северян. Стараюсь по возможности проводить личные приемы граждан в республики, в мое отсутствие прием ведет мой помощник, которые оперативно передает мне все обращения граждан.

В меру возможностей стараемся помочь каждому, не оставить без внимания, привлечь уполномоченные органы для решения возникающим проблем…

- Спасибо за беседу…