Новости Республики Коми | Комиинформ

Агентство "Комиинформ" распространяет интервью генерального директора ОАО "МК "Белкомур" Германа Николаева

Агентство "Комиинформ" распространяет интервью генерального директора ОАО "МК "Белкомур" Германа Николаева
Агентство "Комиинформ" распространяет интервью генерального директора ОАО "МК "Белкомур" Германа Николаева
logo
Недавно Республика Коми, Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ заключили трехстороннее соглашение о взаимном сотрудничестве. Один из главных пунктов этого документа - строительство железнодорожной магистрали Архангельск - Сыктывкар - Кудымкар - Пермь ("Белкомур"). С вопроса, как повлияют договоренности, достигнутые в Перми, на темпы возведения магистрали корреспондент агентства "Комиинформ" начал разговор с генеральным директором ОАО "Межрегиональная компания "Белкомур" Германом Николаевым.

- С недавнего времени эти регионы возглавляют новые люди - Юрий Трутнев - губернатор Пермской области и Геннадий Савельев - глава администрации Коми-Пермяцкого автономного круга. Поэтому в первую очередь нам хотелось встретиться с ними "лицом к лицу" и выслушать их мнения о строительстве дороги. Пермская область - очень богатый регион с развитым промышленным сектором и сельским хозяйством. Поэтому Ю.Трутнев считает, что регион может вкладывать в строительство дороги значительно больше средств. Однако даже если решение об увеличении объемов финансирования "Белкомура" из областного бюджета и будет принято, его необходимо утвердить законодательно.

В бизнес-плане "Белкомура" предусмотрено финансирование строительства южного участка дороги за счет доходов от эксплуатации северного участка после его пуска. Это позволит существенно снизить затраты регионов. Сегодня и Пермская область, и Коми-Пермяцкий округ настаивают на том, чтобы северный и южный участок строились одновременно. Но на строительство северного участка Архангельская область и Коми затратили 150 миллионов рублей - что в пять раз больше, чем вложено в южный. На эти деньги удалось разработать проектно-сметную документацию, бизнес-план. Согласован проект и с экологами. По большому счету, сегодня осталось решить один вопрос: "Где брать деньги?". Ведь чем дольше будет затягиваться начало рабочего движения по магистрали, тем дороже в сумме обойдется строительство дороги.

- И где же брать деньги?

- Во-первых, это бюджетные средства. Архангельская область в этом году планирует выделить на строительство "Белкомура" 24 миллиона рублей. Эту цифру на днях утвердили областные законодатели. В республиканском бюджете Коми на 2001 год заложено около 40 миллионов рублей. Также обсуждают вопрос выделения денег руководители Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа.

Поддержало эту стройку и федеральное правительство, заложив в российский бюджет средства на возведение дороги. Три миллиона рублей выделено сразу, еще пять миллионов планируется внести за счет дополнительных поступлений в российскую казну. И хотя этих средств недостаточно, внимание Правительства РФ еще раз доказывает важность этого проекта. В том, что "Белкомуром" заинтересовались в Москве, есть личная заслуга руководителей регионов, участвующих в строительстве магистрали. Сейчас работа с правительством, Государственной Думой, депутатскими межрегиональными группами продолжается. В частности, интерес к проекту проявила фракция "Единство". Есть надежда, что в следующем году федеральная поддержка "Белкомура" будет гораздо серьезней.

- Какие организации уже заинтересовались проектом строительства магистрали?

- У нас сейчас есть много предложений. В феврале встречались с представителями болгарской фирмой "Главболгарстрой АД". Болгары просят определенный участок дороги для строительства, инвестиции на строительство этого отрезка они планируют найти сами. Заинтересовалась проектом и югославская фирма "Смелт". Она получает кредиты от своего правительства, но до 60 процентов денег должно быть освоено на предприятиях Югославии. Все эти предложения сегодня обсуждаются. Лесами вдоль будущей дороги заинтересовались несколько финских фирм. Сегодня компания "Яакко Пеури Консалтинг" разрабатывает по этому вопросу специальный бизнес-план и формирует группу заинтересованных фирм. Финансирует эту работу Правительство Финляндии. Заготавливать лес вдоль "Белкомура" готовы фирмы "Тхоместо", "Энсо", "Валмет", "Партек". Реализация всех этих проектов уже в следующем году позволит значительно увеличить темпы строительства дороги.

- Как строятся взаимоотношения компании с ЗАО "ЛУКОЙЛ-Транс-Строй", владеющим акциями "Белкомура"?

- ЗАО "ЛУКОЙЛ-Транс-Строй" имеет почти два процента акций "Белкомура", и само ОАО "ЛУКОЙЛ" достаточно серьезно относится к строительству магистрали. Сейчас ЗАО Московский институт "ИнтерИнвестПроект" просчитывает эффективность сотрудничества "ЛУКОЙЛа" с "Белкомуром". Как предполагается, эта работа должна завершиться к середине мая этого года.

Очевидно одно: если "ЛУКОЙЛ" решит расширить свое присутствие в "Белкомуре", он будут делать это очень стремительно. Для такой компании привлечь около 70 миллионов долларов в течение трех лет - не такая большая проблема. А освоение этих средств позволит начать рабочее движение по дороге.

- Дорога строится несмотря на нехватку средств. Что уже сделано?

- Работы ведутся уже два года, разрабатывается проектная документация. Поскольку средств не хватает, мы сосредоточили все усилия на земляных работах, подготовке карьеров, водопропускных труб. Эти работы наиболее дешевы и, безусловно, необходимы.

На самой дороге сделаны насыпи. Часть решеток железнодорожного полотна уже лежит на сборочной площадке в Карпогорах, и насыпь уже готова. Всего в этом году планируется построить около семи километров дороги со стороны Карпогор до первого моста через реку Сога. Строительство этого участка в дальнейшем существенно облегчит доставку оборудования для строительства самого моста, длина которого составит 80 метров.

При строительстве магистрали со стороны Вендинги основная часть денег направляется на возведение моста через реку Вашка. Он строится с опережением графика, - к середине апреля планируется подготовить все опоры. Сейчас идет поиск и заказ мостовых конструкций. К концу года планируется подготовить и смонтировать большую часть металлоконструкций.

Ввести сооружение в эксплуатацию мы планируем к середине следующего года. Длина моста почти 300 метров. Проектный срок пуска моста в эксплуатацию определяется окончанием строительства самой железной дороги. Отдельно мост никому не нужен, и сначала не планировалось его строить. Однако расчеты показали, что использование моста позволит сэкономить часть средств за счет снижения транспортных затрат.

Беседовал Александр ПОПОВ

"Комиинформ".