В Коми подводят итоги апробации интерактивных мультимедийных электронных учебников, которая проходила в пяти образовательных учреждениях республики
Напомним, апробация электронных учебников проходила в 38 образовательных учреждениях 9 субъектов Российской Федерации: Москва, Санкт-Петербург, Тамбов, Калининградская область, Кемеровская область, Московская область, Самарская область, Республика Коми, Республика Татарстан.
Активно включилась в эксперимент и Республика Коми. По информации Министерства образования Коми, за счет республиканского бюджета были приобретены устройства всех четырех типов на общую сумму около 3 млн. руб. В апробации участвовало 34 педагога из 5 образовательных учреждений: гимназия № 1 Сыктывкара, Выльгортская средняя общеобразовательная школа № 1, Лицей народной дипломатии Сыктывкара, Ухтинский гуманитарно-педагогический лицей, Ухтинский технический лицей им. Г. В. Рассохина.
В апробации участвовали учителя практически всех предметов.
В ходе подготовки к апробации электронных учебников Министерством образования и КРИРО было проведено несколько установочных и обучающих семинаров: сначала с руководителями образовательных учреждений и представителями управлений образования, затем с учителями и представителями компании "Новый диск". Последний обучающий семинар, который проводила представитель "Нового диска" И.Лапшина дал старт дистанционному курсу повышения квалификации "Интерактивные мультимедийные электронные учебники". Его успешно прошли 14 учителей.
Учителями были отмечены как положительные, так и отрицательные стороны работы с электронными учебниками. Положительные: небольшой вес, возможность делать закладки, заметки, полноценная работа с текстом. Недостатки: невысокая скорость работы, отсутствие учебников по некоторым предметам, отсутствие на некоторых моделях цветовой гаммы.
Не последнюю роль в значимости проводимой апробации играют здоровьесберегающие технологии. Задачи уменьшения веса школьного портфеля, возможность использования технологии "электронных чернил" вместо ЖК-экрана – важные аспекты работы современной школы, о которых учителя помнят постоянно и выводы учителей в этом направлении пока неоднозначны из-за малой продолжительности эксперимента.
"Представленный материал является предварительным и отражает лишь обобщенное мнение учителей-экспериментаторов Республики Коми. Окончательные результаты будут подведены на федеральном уровне к сентябрю", - отметили в министерстве.
***Главная задача апробации электронных учебников заключается в ответе на вопрос, может ли мобильное электронное устройство заменить весь комплект традиционных бумажных учебников, существенно его дополнить, способствовать формированию межпредметных компетенций учащихся и поддерживать процесс активно-деятельностного обучения.
В апробации предполагалось участие учащихся и их родителей, педагогов, руководителей органов управления образованием и образовательных учреждений, производителе мобильных электронных устройств, издателей. В ходе апробации предстояло выяснить, в какой мере ученики и учителя готовы работать с электронным устройством как с основным источником учебной информации.
Для участия в апробации экспертами Федерального института развития образования было рекомендовано 4 типа технических устройств: Plastic Logic 100, Ectaco JetBook Color, Pocket Book Pro 902, школьный ноутбук на базе платформы Intel Classmate PC.
В разных школах планировалось использовать разные типы устройств: первое - с небьющимся черно-белым пластиковым экраном, второе - с цветным экраном, третье - с черно-белым экраном и возможностью внешнего контроля через wi-fi, четвертое – полноценный планшетный компьютер. Но, ко всем устройствам предъявляется требование соответствия размера интерактивного экрана странице учебника, то есть 10 дюймов. И еще ряд требований, в том числе минимальное время смены страниц, определенная оперативная память, низкий процент поломок.