Чуть более года назад в Коми государственном педагогическим институте сменилось руководство. О первых итогах своей деятельности на посту руководителя вуза, новых направлениях подготовки и планах на будущее в интервью агентству "Комиинформ" рассказал ректор пединститута Михаил Китайгородский.
-Михаил Дмитриевич, чуть больше года назад, когда вы стали ректором КГПИ, мы беседовали о задачах, которые встали перед вами как руководителем. Что за это время удалось сделать? Как изменился вуз?
- Конечно, год – это не срок для подведения итогов собственной работы, поскольку сейчас продолжают развиваться те же направления, которые были приоритетными еще до того, как я стал ректором.
Мы говорили о том, что необходимо создание непрерывного многоуровневого профессионального образования, и за год нам удалось сделать в этом направлении достаточно много. В частности, мы получили лицензию на три программы магистратуры: технология филологического образования, лингвокультурологическое образование и профессиональное образование. В этом году мы расширяем спектр магистерских программ: на филологическом факультете откроется направление "Педагогическая антропология", причем это оказалось интересно не только филологам, но и выпускникам факультета иностранных языков, педагогики и методики начального образования и даже географо-биологического факультета.
В прошлом году мы набрали десять человек на магистерские программы, в 2012 году контрольные цифры приема на магистратуру были увеличены в два раза.
Мы впервые получили лицензию на программы среднего профессионального образования, что для нас является новшеством, поскольку институт занимался исключительно высшим образованием. В этом году институту дали 25 бюджетных мест на две специальности: профессиональное обучение и дополнительное образование.
Причем на мастеров профобучения, которые так необходимы колледжам и техникумам, в республике нигде не учат. В рамках направления "Дополнительное образование" будут готовиться преподаватели кружков по краеведению и туризму.
В принципе, система непрерывного профобразования у нас выстроилась, начиная от среднего профобразования, высшего образования, в частности, бакалавриата, магистратуры и подготовки специалистов, заканчивая послевузовским образованием – аспирантурой и программами профессиональной переподготовки.
-Появятся ли в этом году в вузе новые направления подготовки в бакалавриате?
Основные изменения в этой области у нас произошли в прошлом году, тогда появились такие профили, как экономика, электроника, радиотехника и связь, экология. В этом году кафедра культурологи на филологическом факультете будет готовить преподавателей обществознания. Обычно этот предмет в школах ведут историки или специалисты других областей без соответствующего образования.
-По вашим прогнозам, какие факультеты будут пользоваться повышенным спросом в этом году?
-Для начала нужно сказать о том, что наш самый большой факультет – педагогики и методики начального образования - недавно переименован в факультет педагогики и психологии, потому что много лет он занимается не только подготовкой учителей начальных классов. Там готовят психологов, логопедов – факультет давно вырос из своего названия. Этот факультет традиционно пользуется наибольшей популярностью.
Ежегодно большой конкурс наблюдается и на факультет иностранных языков. Несколько дней назад прошла информация о том, что скоро иностранный язык станет третьим обязательным ЕГЭ наравне с математикой и русским. Роль учителей иностранных языков в связи с этим возрастет, нововведение скажется и на популярности факультета, хотя он в особой рекламе и не нуждается.
На самом деле, все шесть наших факультетов достойно представляют свои образовательные программы, у каждого своя ниша, они не конкурируют, а гармонично дополняют друг друга.
-Каковы контрольные цифры приема на новый учебный год? Как они изменились по сравнению с прошлым годом?
-Как и практически во всех вузах, число бюджетных мест у нас уменьшилось, но не так сильно, как у других – на 5%. Это сильно не скажется на наших планах – намеченные образовательные программы остаются, может быть, количество студентов на каждом уменьшится на 1-2 человека.
- Что нового в сотрудничестве с зарубежными вузами?
-Международное сотрудничество в большей степени касается научного сотрудничества, однако есть академические обмены студентов и преподавателей, а также культурный обмен.
Мы давно сотрудничаем с Гранадским университетом (Испания) – преподаватели ездят туда и проводят совместные научные исследования, кафедра физики работает с Геймольг-центром (Германия). Сейчас один из преподавателей кафедры философии читает лекции в Канаде, недавно вернулась из Венгрии преподаватель филологического факультета.
Что касается академических обменов, то наши студенты участвуют не только в виртуальных образовательных программах совместно с иностранными вузами, но и выезжают за рубеж: в университеты Норвегии, Финляндии, Франции. В планах – наладить связи с Германией.
-Вы первый среди ректоров республиканских вузов стали проводить онлайн консультации в Skype. Расскажите, каковы первые итоги этой акции и достигнута ли цель?
-На самом деле, желающих проконсультироваться по скайпу оказалось не так много, как ожидалось – около десяти человек. Я это связываю с тем, что абитуриенты просто застеснялись.
Вопросы, которые озвучили самые смелые, связаны с новыми образовательными программами, условиями обучения, в частности, предоставлением общежития. В прошлом году первый курс проживал в наших общежитиях бесплатно, в этом году мы такую акцию тоже проводим.
-Не планируете ли вы выходить в социальные сети, начать вести блог или, скажем, зарегистрироваться в twitter?
-"ВКонтакте" открыта группа приемной комиссии КГПИ, где абитуриенты могут задать интересующие их вопросы. Возможно, я и сам зарегистрируюсь в одной из соцсетей.
-На ваш взгляд, сегодня вуз выбирает выпускник или его родители, какими соображениями они при этом руководствуются?
-С каждым годом выпускники становятся все более самостоятельными, в основном, они выбирают сами, ориентируются и в вузах, и в профессиях, которые хотят освоить. Есть абитуриенты, которые полагаются на вкус родителей, однако таких меньшинство. Родители, конечно, должны участвовать в выборе будущего для своих детей, однако подход должен быть тонким: с одной стороны, выпускник должен взять на себя ответственность, а родители – объяснить преимущества той или иной профессии.
-Каковы ближайшие планы и задачи вуза?
В ближайших наших планах – повысить статус института до академии. Это даст нам большие возможности для формирования структуры вуза. К примеру, внутри института не может быть институтов, а в академии это возможно. У нас есть планы по созданию институтов, может быть, факультеты должны перейти в институты. Пока это открытый вопрос, мы должны сначала получить статус академии. Не исключено, что изменение статуса внесет некоторые изменения в лучшую сторону и в бюджетное финансирование вуза, и контрольные цифры приема.
Я уже говорил о том, что в планах вуза – расширение международного сотрудничества. Если раньше обмен охватывал единицы студентов, то сейчас перед нами стоит задача создания поточной системы, когда десятки учащихся будут выезжать в другие страны. Кроме того, мы ожидаем, что и к нам на стажировку будут приезжать иностранные студенты.
Интересно, что если раньше по программам обмена обучались в основном студенты иняза, то теперь наблюдается интерес к студентам других факультетов. Сейчас мало просто знать язык, необходимо иметь какую-то профессию и плюс к этому еще и владеть иностранным языком. В частности, иностранцам интересно узнать о специфике нашего региона – природном потенциале, культурных особенностях.
Кроме того, скоро мы станем частью единого педагогического комплекса, который объединит КГПИ, Коми республиканский институт развития образования, сыктывкарский и воркутинский педколледжи. Мы хотим создать сообщество, а в нем органы, которые позволили бы синхронизировать работу, определить единые стандарты в подготовке учителей.