Новости Республики Коми | Комиинформ

Бесперспективные плесовцы. Журналисты "Молодежи Севера" пожили в умирающей деревне (видео, слайдкаст)

Бесперспективные плесовцы. Журналисты "Молодежи Севера" пожили в умирающей деревне (видео, слайдкаст)
Бесперспективные плесовцы. Журналисты "Молодежи Севера" пожили в умирающей деревне (видео, слайдкаст)
logo

"Молодежь Севера" при поддержке агентств БНКоми, "Комиинформ" и Финно-угорского портала продолжает публикации из цикла "Неизвестная республика". Очередная поездка – в деревню Плесо Прилузского района. Через несколько лет этой деревушки, возможно, не станет, а название ее будет стерто с карты. И сама она постепенно зарастет лесом либо превратится, как и многие умирающие населенные пункты, в дачный поселок – место отдыха бывших хозяев или рыбаков. Коренные жители уже дали согласие на переезд поближе к "цивилизации".

IMG_8004.jpg

Фото Николая Антоновского

Потайное место

– В нашем поселении – семь деревень. Плесо – единственная за рекой, – рассказывает глава сельского поселения Спаспоруб Оксана Помысова. – Совхоз реорганизовали, и это сразу сказалось на уровне жизни. Людей почти не осталось. Кто может, уезжает хотя бы на зиму. С каждым годом у нас становится все хуже и хуже.

Оксана Помысова стала главой поселения примерно четыре года назад и сразу принялась поднимать вопрос о признании Плесо неперспективным населенным пунктом: медобслуживания нет, дорог нет, учреждений нет, работать негде. О пожарах, если вдруг вспыхнут, лучше даже не думать: как на тот берег переправить технику?

По описаниям, маршрут до Плесо кажется нехитрым: примерно в 140 километрах от Сыктывкара по трассе на Киров нужно свернуть по указателю на Занулье. Вы попадете на дорогу, которая километров через 20 приведет вас к другому указателю – "д. Ракинская". От нее до Плесо едва ли три километра будет. Пустячное расстояние, но оно может оказаться непреодолимым. Без лодки или проводника пускаться в путь не стоит.

IMG_7884.jpg

В Плесо прописано 12 человек, но постоянно живут только четверо, да и то пенсионеры. Остальные плесовцы или их родственники бывают здесь наездами: приезжают на лето возделывать огород, отдыхать, рыбачить.

Деревня стоит на слиянии нынешнего и старого русел Лузы. Раньше тут ходили катера, сплавляли лес, паром доставлял на этот берег скот и технику, зимой была хорошая переправа. В послевоенные годы в Плесо находилось богатое отделение Спаспорубского совхоза; на заливных лугах откармливали молодняк; у каждой семьи было свое большое хозяйство, разная живность и огороды до 30 соток. В общем, жизнь кипела. Сейчас она замедлилась, как течение старого русла. Все вокруг ветшает, зарастает травой и деревьями. И только последние жители, из года в год совершая, словно ритуал, одни и те же действия (работы по хозяйству), стараются поддержать жизнь умирающей деревни.

Создать приемлемые условия муниципалитет не может. Согласие от жителей на переезд получено, район помог собрать необходимые документы, и сейчас все в ожидании ответа из "республики". Надежда попасть в республиканскую программу переселения из неперспективных населенных пунктов есть. В Спаспорубе уже провели межевание под строительство шести одноэтажных домов. Если все будет благополучно, прикидывает глава поселения, через два года люди смогут переехать.

Олексан

Оксана Помысова вызвалась проводить нас до Ракинской и передать проводнику. Пока мы закупали гостинцы в магазине, она несколько раз созванивалась с "Сан Степанычем" и уточняла время встречи. Последним ответом было: "Броюсь уже, скоро выеду".

– Сан Степаныч говорил, что у лодки сгорел мотор, и мы думали, на веслах вас повезет. А сейчас сказал, что нашел другой мотор, – обнадежила глава.

10 минут на машине – и мы уже на месте, в Ракинской, на лесной дороге, которая, спускаясь постепенно к реке, становится непроезжей из-за глубокой колеи, остатков бревенчатого настила и ручейков.

– А вот и Александр Степанович Плесовский, моя правая рука в Плесо, – показала Оксана Помысова на фигуру, ожидавшую нас в отдалении. "Правая рука", покуривая, хитро щурился.

– Не вижу коньяка. С нового года обещали. Забыли? – после знакомства и напутственных слов усмехнулся в усы Сан Степаныч.

– Забыла, – рассмеялась глава поселения.

IMG_7765.jpg

Сан Степаныч родился в Плесо. Местные зовут его на коми манер Олексаном. После армии пять лет проработал на шахте в Воркуте, но вернулся: "Да скучно там! Чо там – никуда не выйти, ни хрена!" В прошлом году стал пенсионером, но продолжает работать – каждый день переплавляется на этот берег сторожить хозяйство Прилузского ДРСУ и, когда надо, – в магазин в Ракинскую. Администрация поселения заключила с ним договор на обслуживание переправы. В половодье Сан Степаныч на своей моторке ездит за продуктами для плесовцев, зимой следит за вешками и льдом на пешеходной переправе, делает настилы. В прошлом году купил снегоход – стало легче.

– Все деньги уходят на мотор и снегоход, – сетует проводник. – Туда-обратно съездить – надо литра два бензина. В этом году сам покупал. Щас 80-го нет, в городе достал!

Врача тоже перевозит Сан Степаныч. В этом году, говорит, слава богу – никому не надо было, но не потому, что все здоровы. "Скорая" в Плесо не приедет, поэтому старики, зная свои недуги, запасаются лекарствами впрок. Выпил таблетки от давления, отлежался немного – и снова по хозяйству хлопочет. Если кто разболеется, можно вызвать "медичку" из Ракинской, а если что посерьезнее – лечь в больницу.

По пути Сан Степаныч раза два говорил по телефону. Из обрывков фраз стало понятно, что звонил кто-то из плесовцев, спрашивал про гостей. Про наш приезд знали и в шутку любопытствовали, когда платья из сундуков доставать.

Минут через десять мы вышли к реке. Моторка была привязана к воткнутому в песок металлическому штырю.

"Ветерок" затарахтел, и лодка взяла курс вниз по течению. Не прошло и пяти минут, как мы пристали к высокому берегу с молодыми сосенками.

– Тут же все поля были, до самого берега, – пояснил наш проводник. – Раньше картошку сажали, рожь сеяли, а щас никому ничего не надо, все сытые. В 80-е годы я еще тут косил, а вон уже деревья растут. Как началась в 92-м кутерьма-то ельцинская, все и забросили.

"Свои" и "чужие"

Обычная деревенька. Огороды с покосившимися столбами, полуразвалившиеся постройки, бревенчатые пятистенки – одни заваленные набок, другие вполне еще крепкие. И тишина. Даже собак не слышно, разошлись на чужаков только к вечеру.

Еще издали внимание привлек обшитый досками и выкрашенный в зеленый цвет дом с российским триколором на крыше. Обычно флагами обозначают сельсоветы, а тут их, насколько мы знаем, нет.

– Это Сан Саныча дом. Он объячевский, а на лето сюда приезжает жить. Вы у него будете, – поясняет провожатый, потом показывает на первый дом. – Тут вот Плесовская Нина Васильевна живет. Там – я с родителями.

Рядом с домом Сан Саныча стоит синяя будка таксофона. Аппарат добросовестно гудит, только им все равно не пользуются.

– А там кто живет? – спрашиваю, показывая на дальние дома деревушки.

IMG_7941.jpg

Сан Степаныч машет рукой и с непонятным раздражением говорит:

– Да бездельники. Не хожу я туда, так и не знаю, кто там. Бабка тут жила у них, а потом приехал целый "колхоз". Раньше таких тунеядцами называли.

Из сбивчивых пояснений стало понятно, что семья большая, из трех поколений: не вышедшая еще на пенсию и нигде не работающая Вера Чоботова и ее гражданский муж; дочь, зять; сын, сноха и трое их детей. Большинство перечисленных членов семьи тут гостит время от времени. За много лет эта семья в Плесо так и не стала "своей".

IMG_8172.jpg

За "своих" тут считаются "летняя соседка" Нины Васильевны Нина Боброва, вернувшаяся в отчий дом из Прибалтики и зимующая в Ракинской, и Сан Саныч, к которому нас определили на постой. Так получилось, что все они живут поблизости, в начале деревни, а Чоботовы – чуть дальше, в последнем доме. И сами не стремятся к общению, и к ним никто не ходит.

Проходим мимо одного дома, второго, третьего – везде висят замки. Почти возле каждого лежит перевернутая вверх дном весельная лодка – корпус металлический, борта деревянные (в деревне, отрезанной от "цивилизации" рекой, без лодки никуда).

Мы начали было считать избы, получилось больше 15. По словам Степаныча, половины уже нет, как нет и магазина, и клуба, в котором показывали кино. Лет десять назад в Плесо еще было весело: приезжали дачники, дети, внуки; до 12 ночи "рев стоял". Сейчас уже в девятом часу вечера деревня будто вымерла, только бегают спущенные с привязи собаки.

Щука-любовь

Александр Турубанов, похоже, один не знал о нашем приезде. Расстроился, что не готов был к приему гостей. Только приплыл с рыбалки, а тут мы нагрянули.

Места эти он облюбовал, еще когда руководил спортом в администрации Прилузского района. Сейчас – на пенсии, зимует в Объячеве, а с весной перебирается сюда порыбачить и поохотиться.

– Места тут красивые, тихо, вот и отдыхаю, – пояснил он.

IMG_8189.jpg

Сан Саныч знает про Плесо и плесовцев все. Он тут "свой" уже много лет. Поднял дом, обшил, поставил железную печку. Само жилище небольшое, на две комнатки. Да и обстановка нехитрая: две кровати, диван, телевизор, шкаф посудный, стол с газовой горелкой. На столике с керосиновой лампой стоит старая и уже подзабытая радиола. Название прочитать уже невозможно, включить – тоже. А когда-то можно было слушать радиопередачи из-за рубежа: переключатели частот "ловили" Бухарест, Рим, Варшаву, Пекин...

– Включал музыку, выставлял в окно. Весело было, – со вздохом вспоминает Сан Саныч.

На стене над радиолой висит огромная голова рыбины с зелеными пуговицами вместо глаз. По словам Сан Саныча, этот экземпляр он поймал лет 15 назад. Щука была в 1 метр 26 сантиметров длиной и весом 22 килограмма. Сейчас рыбалка уже не та.

Флаг России, как выяснилось, хозяин раздобыл на прежней работе – "лишний оказался". Теперь вывешивает на майские праздники стариков порадовать. Скоро приберет в сарай до следующего года.

Фамильная ценность

– Вон, хромает. Зачем такую курочку надо было дать человеку? – возмущается на смеси русского и коми Павла Николаевна, мать Сан Степаныча.

Четырех наседок, одна из которых, как оказалось позже, приволакивает лапку, купили несколько дней назад.

Куры, огороды, дом, амбары, дровяник и сараюшки – вот и все хозяйство. Павле Николаевне 79 лет. Родилась и вышла замуж тут, в Плесо. Муж Степан Алексеевич – настоящий старожил, скоро ему 83 стукнет.

– Плохой он уже, старый, – говорит про супруга Павла Николаевна.

Детей у них было шестеро. Двое сыновей утонули: один – на рыбалке, другой по пьяному делу "кувырнулся" с парома (говорят, много плесовцев погибло вот так, на воде). Александр живет с родителями. Младший, Василий, – в другой деревне, как раз приехал вспахать огород. Есть еще двое дочерей: одна – в Болгарии, другая – недалеко, в районе.

Фамилия Плесовские тут, можно сказать, исконная. Раз Плесовский, значит местный, коренной.

К Нине Васильевне Плесовской мы напросились на чай. Сан Степаныч на правах проводника зашел вместе с нами.

Хозяйка совсем недавно перебралась из зимней половины в летнюю. В доме чисто и уютно: обои в крупный цветок, всюду занавески, салфетки, на полу – домотканые дорожки и вязаные коврики. На видном месте стоит телефонный аппарат. "Одна живу, вот и чисто", – в шутку оправдывается бабушка.

IMG_7957.jpg

Нина Васильевна вышла замуж в 56-м году. Муж умер, когда младшенькой было 3 года. Детей поднимала одна. Всю жизнь проработала на ферме. До сих пор помнит, сколько тонн травы и на сколько дней нужно было накосить и привезти для бычков. Дочки и внуки навещают время от времени. Две коробки хороших конфет на холодильнике – гостинец от них.

– Дочки просят к ним переехать. И на зиму бы можно, да неохота. Дома лучше. Дрова еще могу занести, вот и живу тут вдвоем с котом, – объясняет хозяйка. – Сперва, когда людей побольше было, говорили, что хотят переселить. Я говорю: "Никуда не поеду". А сейчас и рада бы, да не переселяют. Дома-то еще не построили. Отдельные долго будут строить. Хотя бы один большой поставили – все равно на лето будем сюда приезжать.

IMG_8143.jpg

Нина Васильевна время от времени переходит на коми язык и вступает в диалог с Сан Степанычем. Тот вздыхает: "Надо бы за чекушкой съездить".

Как трактор, "заводится" холодильник.

– Купила новый холодильник в прошлом году на юбилей – 75 лет было. В Ракинской стоит. Вот переедем в новый дом в Спаспоруб, туда и заберу, – говорит Нина Васильевна.

– Не скучно вам тут одной-то?

– А привыкла, – отвечает бабушка. – Выйду вон к забору, постою, посмотрю кругом, да домой. На тот берег и не тянет, в последний раз по льду еще Олексан возил на "Буране".

Недавно на столбе уличного освещения у дома Нины Васильевны установили выключатель – теперь она сама выключает фонарь на рассвете и зажигает в сумерки.

Раз в месяц в Плесо появляется почтальон, разносит пенсии. Небольшое оживление в деревне случается во время выборов: к каждому старику приходит делегация от местного избиркома. На последних выборах Нина Васильевна поставила "галочку" за Путина. Только аргумент ее оказался неожиданным: "А за кого надо? Его уж давно выбрали, нас ведь все равно не слушают".

Дровяной конфликт

Все проблемы здесь связаны с рекой: врача не дозовешься, а поход в магазин – целое приключение. Хоронить тоже хлопотно. В последний путь почивших надо провожать через реку: на моторной лодке по воде или на санях за веревки тащить по льду до другого берега, где будет встречать трактор.

Хотя кругом леса, заготовка дров – это отдельная забота. Своих лошадей и техники в Плесо нет, только мотокультиватор, да и много ли на тележке привезешь? Старикам лес валить не под силу, одна надежда на молодых.

– В позапрошлом году брат Олексана приезжал по мелководью на тракторе, помог с дровами. И сейчас как-нибудь привезем, – говорит Нина Васильевна.

– В Плесо есть еще два способа заготовки дров: сплавлять деревья, сваленные вдоль русла бобрами, и самый простой – "пилить столбы", разбирать старые постройки. За этот последний способ плесовцы и обижаются на семью Чоботовых. У каждого столбика есть хозяин. Приедет он, захочет сам спилить, а уже нечего. Бывали и скандалы.

***

Из Плесо мы уезжали на следующий день. Наш проводник после нескольких стопочек настойки лег спать перед ночной сменой, поэтому через реку нас перевозил его брат Василий. Простились мы сдержанно.

IMG_7922.jpg

Умирающими поселками сейчас вряд ли кого можно удивить, и Плесо от них ничем не отличается. Мои коллеги, по всему видно, тут заскучали. Для жизни в этой тишине нужен особый склад характера или, как говорят старики, привычка. Неизвестно, сколько лет еще протянет деревня, но без старожилов это будет уже совсем другое Плесо – место отдыха, временное пристанище.