Предложения Валентины Матвиенко по совершенствованию работы Совета Федерации и опубликованный в интернете проект федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" заслуживают внимания общественности уже потому, что ставят вопрос о выборности членов Совета Федерации. Об этом в беседе с пресс-службой Коми РО "Единой России" заявил проректор по научной работе КРАГСиУ кандидат физико-математических наук Вячеслав Антонов.
"Без сомнения, сенаторов необходимо избирать", – считает Вячеслав Антонов, – Вот только система избрания должна быть максимально равноправной и для кандидата от представительной власти, и для кандидата руководителя субъекта. В предложенном проекте закона о порядке формирования Совета Федерации такое равноправие отсутствует. Более того, процедура избрания представителя от исполнительной власти, предусмотренная в этом законопроекте, существенно усложняет процедуру избрания руководителя субъекта, что является абсолютно недопустимым: избирательный процесс должен быть простым, прозрачным и вполне понятным рядовому избирателю".
По мнению собеседника пресс-службы, аналогичное замечание вызывают и критерии, предъявляемые к кандидатам. Они должны быть одинаковыми. Нельзя делить сенаторов на "черных" и "белых", предъявляя одним более жесткие требования (например, 5 лет проживания в субъекте), а других от этих требований освобождать, исходя из не совсем понятных побуждений.
"Считаю, что главным критерием (он же будет и правилом определения единственного кандидата из трех претендентов) является следующий: кандидаты от представительного органа власти и кандидаты руководителя субъекта должны пройти через систему праймериз в своем субъекте. Это и будет хоть каким-то более или менее объективным подтверждением доверия к этим кандидатам со стороны общественно и социально активной части населения субъекта, обладающего избирательным правом".
Вячеслав Антонов также отметил попытку придания особого статуса Совету законодателей при Совете Федерации.
"При Совете Федерации могут быть свои эксперты. Это естественно. Но создание каких-либо надстроек, которые получают "обязательные" полномочия, - это уже лишнее: сенаторы и так представляют интересы регионов, им и предоставлены право и обязанность рассматривать целесообразность и актуальность для субъектов России, вносимых в Совет Федерации законопроектов", – отметил ученый.
Говоря о "беспартийности" членов Совета Федерации, Вячеслав Антонов отметил, что об этом говорить бессмысленно, поскольку реально этого никогда не будет. По его мнению, если партийных фракций в Совете Федерации не должно быть и это разумно, так как обеспечивает большую автономию и свободу принятия решений сенаторами, то создание надпартийного высшего законодательного органа Федерации – очень спорный тезис, принятие которого будет иметь плохо прогнозируемые последствия в условиях не сформировавшейся в окончательном и достаточно устойчивом виде политической системы России и гражданского общества в целом.
"И, наконец, об отсутствии в законопроекте одной очень важной составляющей, обеспечивающей обратную связь представителей региона в Совете Федерации с избирателями, населением этого региона", – подчеркнул ученый. - Оба представителя от каждого региона должны периодически отчитываться не только перед теми, кто их назвал кандидатами, но и перед населением региона о своей работе в Совете Федерации. Это будет не только способствовать повышению информированности населения о работе Совета Федерации, но и позволит избирателям составить объективное мнение о полезности работы этих представителей и их активности в Совете Федерации".