МС при поддержке агентств БНКоми и "Комиинформ" продолжает цикл интервью с молодыми журналистами и медиа-персонами Республики Коми. На сей раз собеседником стала ди-джей "Русского радио" в Сыктывкаре Оксана Белозерова. Ей 28 лет, 10 из которых она работает на радио. Сначала в Ухте готовила и читала новости, правда, недолго. В Сыктывкаре же ее знают как одного из лучших ди-джеев города.
- У тебя сегодня выходной. Чем ты занимаешься в свободное от работы время?
- В салон красоты ходила. Вот вавилоны на голове накрутила.
- А серьезно?
- Ну я же в большей степени домохозяйка. Готовлю и фотографирую, что-то читаю в интернете, причем очень много. Мой муж, бедный, меня не видит (смеется). Хожу по магазинам.
- Или по кафешкам, как сейчас. Давай немного об истории вопроса. Расскажи, как и почему ты пришла на радио?
- В Сыктывкаре на радио пришла с улицы. А в Ухте мама привела. После первого курса я приехала домой, и она сказала: "Попробуй поработать, чтоб не сидеть все лето без дела". Были варианты: на телевидении или на радио? Я выбрала радио. Поработала там полтора месяца в новостях и решила, что я теперь суперопытная. Придя в Сыктывкаре на "Европу плюс", сказала: "Я на радио работала, у меня - опыт!" Тогда там работал Семен Кулешов, очень надо мной смеялся. И он мне сказал, что обычно новостников в ди-джеи не берут. Но меня взяли. Там я проработала около полутора лет, а потом ушла на "Русское радио".
- Сколько всего работаешь на радио?
- Лет десять.
- Когда в Сыктывкаре только открылись первые радиостанции, ди-джеи были как рок-звезды. Каждое их слово в эфире ловили. На улице поклонники ждали окончания смены любимого ведущего, чтобы пообщаться с ним, некоторые даже до дома подвозили.
- У меня такого не было. Мне кажется, это было до меня.
- А сейчас как люди относятся к ди-джеям на радио?
- Я не замечаю, чтобы меня узнавали как ди-джея. Хотя бывает. Когда приходишь, например, в поликлинику и называешь свою фамилию, девушка-регистратор вскидывает брови. Иногда спрашивают: "А вы та самая с радио?" Никаких же особенных льгот или успехов в бытовых делах благодаря радио нет. Но к этому я и не стремлюсь.
- А тебе эта работа за 10 лет не надоела?
- Сложно ответить на такой вопрос. Конечно, бывают моменты, когда надоедает. Любая работа может стать рутиной. Но когда такие мысли наступают, надо пойти в отпуск или взять отгулы. Иногда думаешь: "Все! Сейчас выключу микрофон, уйду и больше никогда не вернусь". Но возвращаешься. Это же волшебство, магия эфира.
- Как часто тебе хочется все бросить?
- Нечасто. В конце прошлого года произошла у нас такая история: сломался эфирный пульт. Его увезли в Москву, и мы вообще не работали какое-то время. И вот эти две недели меня физически ломало. Это надо прочувствовать. Когда у тебя что-то отбирают, вот тут и понимаешь свое отношение.
- А как в течение 10 лет ты находишь разные слова для своих эфиров? Наверное, трудно не повторяться?
- Я повторяюсь. А как не повторяться? Может быть, если бы это было свое шоу с разными темами и гостями, было бы легче. А линейный эфир не предусматривает оригинальности все время: это рассказы о погоде, пробках, игры и "Стол заказов", где люди передают приветы и поздравляют друг друга. Ну куда там? Выше головы не прыгнешь.
- А почему не хочешь сделать свое шоу?
- У меня в этом смысле нет амбиций. Раньше хотелось. Я думала: "Все! Сейчас покорю этот мир, завоюю галактику". Но я ленивая. Мне нравится то, что моя работа не требует от меня каких-то серьезных усилий.
- Говорят, что у ди-джеев вырабатывается рабочая привычка - держать в эфире хорошее настроение, быть всегда на позитиве. У тебя так же?
- Это, правда, все происходит на автомате. Ты ставишь перед собой микрофон, и губы сами растягиваются в улыбке. Наверное, не все ди-джеи улыбаются, но я улыбаюсь. Прямо улыбаюсь физически, так как люди это слышат.
- А ты можешь сказать какие-то приятные слова в эфире, выключить микрофон и загрустить?
- Конечно. Вне эфира ведь проходит обыкновенная жизнь. Ты можешь прийти на работу в ужасном настроении, в твоей жизни может произойти что угодно. Но надо быть позитивной в эфире. Я ведь люблю слушателей, интересуюсь ими, правда, потом мне кажется, что из меня выкачали всю энергию.
- Были случаи, когда ты забывала слова, не знала, что сказать?
- Да. У меня и в жизни это происходит, и в эфире. Ты ведешь мысль к чему-то и вдруг самое последнее слово забываешь. Пытаешься найти синоним, а он, конечно, в условиях прямого эфира никогда не находится. В итоге комкаешь фразу.
- Многие ди-джеи замечали за собой, что иногда в эфире говорят откровенные глупости.
- Бывает и такое. Многолетняя работа на радио чревата тем, что иногда ты даже говоришь на автомате. Когда кажется, что мозг как будто бы вынули, и он делает работу в другом месте. А когда он возвращается в твою голову, то думаешь: "А что это я такое сейчас наговорила?"
- Сыктывкарцы - это какие слушатели? Что они за люди?
- Разные люди. "Русское радио" - это же народная радиостанция. Это работники магазинов, офисов, общественного транспорта, с которыми, кстати, у нас были сложные отношения какое-то время. Нам звонили одни и те же люди каждый день и говорили одни и те же вещи. Что-то вроде: "Привет "Газели" номер..." Потом мы стали это потихоньку запрещать, просить их быть оригинальными.
- Как изменилось отношение людей к радио за те годы, что ты там работаешь? Люди стали спокойнее воспринимать радио или наоборот?
- Спокойнее. Раньше ведь не было интернета и было не так легко слушать ту музыку, которая тебе нравится. Я сама лично на первом курсе звонила на "Европу плюс" и говорила: "А поставьте нам, пожалуйста, "Gorillaz". Это ужас (улыбается). Сейчас музыку можно слушать, где угодно. И отношение к радио попроще: люди звонят, чтобы развлечься или передать приветы. Я не помню, чтобы был особенный пиетет к радио.
- Знаю, что ты не любишь, когда к тебе приходят гости. Например, звезды. Почему?
- Я всегда волнуюсь. Я люблю, когда у меня красивые, ровные эфиры. Даже сейчас, когда я даю интервью, меня всю разрывает изнутри, poker face сохранять нереально. А от волнения комкаю фразы. К тому же звезды бывают очень разные, капризные. Им не нравится, как ты к ним обращаешься, вопросы твои. Они не боятся тебе сказать: "Ты это чего тут вообще говоришь?" Никогда не забуду, как у меня в гостях была группа "Воскресение". Ужасные мужчины.
- Что было не так?
- Они были очень воинственно настроены. Им не нравилось, как я к ним обращалась, какие задавала вопросы. Не нравилось, что я о них не очень много знаю. А это нормально, так как их творчеством не увлекаюсь. Я, конечно, почитала перед эфиром о них. Может быть, им не нравилось, что я перед ними не заискиваю.
- Чем дело в эфире закончилось?
- В эфире я сгладила ситуацию.
- А как ты считаешь, быть ди-джеем - это профессия? Ведь в вузах на него не учат.
- Если бы у меня была возможность проработать до старости ди-джеем, то я бы с удовольствием это сделала. Это то, что я умею делать. Я прихожу на работу, у меня там мой любимый пульт, микрофон, все мне знакомо.
- Ну а все-таки, ди-джей - это профессия?
- Я работаю по шесть часов несколько дней в неделю. Ну какая это профессия? Это приятное времяпрепровождение. Между делом можно заняться чем-то своим, походить по кабинетам и пообщаться с коллегами, хотя я не очень общительна, чего греха таить (улыбается). Но это и профессия также - я за это деньги получаю.
- Что важнее в работе ди-джея - приятный голос или те мысли, которые он передает?
- Конечно, важно то, что ты говоришь. Но это особо заметно в личных проектах, программах. В линейном эфире главное - это посыл, надо поддерживать настроение людей на должном уровне. Их не волнует, что ты только что Шопенгауэра прочитал. Не надо быть семи пядей во лбу. Никого это не интересует.
- А тебя не задевает то, что ты не можешь позволить себе быть умнее, чем в эфире?
- Я люблю на самом деле поумничать, хотя не считаю себя интеллектуалом. Я только недавно перестала поправлять слушателей, когда они говорили неправильно. Это ужасно, конечно. Нельзя себе такого позволять. Кто ты такая, чтобы людей исправлять? Но когда я слышала в очередной раз "евонный", я могла сказать: "А вы знаете, что "евонный" означает "дурно пахнущий"?" Если это хотя бы одного человека заставило задуматься и исключить данное слово из своего лексикона, то хорошо. Но я перестала это делать - это некрасиво.
- А ты амбициозный человек? Готова поехать в другой город?
- Когда-то была такая мысль, но сейчас не готова. Вот если муж найдет работу в другом городе, то я попробую.
- Я знаю, что ты работаешь на радио не ради денег, так как на радио в Сыктывкаре много заработать нельзя.
- Я называю свою зарплату "на помады". Много, конечно, не платят. Но, учитывая мой график, зарплата, считаю, нормальная. Если бы, конечно, я работала пять дней в неделю, с утра до вечера, то это были бы небольшие деньги.
- Насколько эфирная Оксана Белозерова не соответствует той, которую знают родные и друзья?
- Очень. Я вообще сюрприз для людей. Когда они со мной начинают общаться ближе, они во мне разочаровываются, так как я агрессор. Когда мне что-то не нравится, я не терплю, а сразу говорю и часто в неприятной форме. И вообще я сноб, высокомерная, у меня вот такая бровь (поднимает бровь), губа... Я в жизни не такая, как в эфире.
- Меня удивляет, что ты так просто об этом говоришь?
- Мне 28 лет. Я просто хорошо себя знаю и за это время уже можно было что-то о себе понять. Если это так и есть, что скрывать. Я, конечно, могу сказать: "Я такой ангел!" Но это же не правда, и мое окружение это знает. Я могу быть ласковой и нежной, а через секунду стать фурией с горящими глазами и растрепанными волосами.
- А ты реагируешь на критику?
- Конечно. Как собака, завожусь. Я ужасно не люблю критику и представляю, что в интернете по поводу этого интервью напишут в комментариях. Буду дома жаловаться мужу (улыбается).
- Когда я зашел в кафе, ты читала журнал MAXIM. Я удивился, что это был не Сosmopolitan.
- Я MAXIM недавно перестала покупать. Теперь - GQ. MAXIM - это хи-хи, ха-ха, развлекательное чтиво. В GQ же интересные люди ведут колонки, мне нравится. В некотором роде взросление произошло, так как два года назад для меня MAXIM был самым лучшим журналом, потому что он истерически смешной. А вот сейчас все изменилось.
- А ты политически активный человек?
- Я была абсолютно аполитичной еще полгода назад. Ну, может, год. Как-то к нам в эфир пришли господа из "Молодой гвардии". Они вели себя некрасиво, по-хамски, как хозяева, и я об этом написала пост у себя в блоге, на который никто не обратил внимания. А затем вдруг ко мне в блог стали заходить люди, комментировать запись, оскорблять меня и хвалить "Молодую гвардию", поруганную мною. Я была страшно довольна, так как этот пост прочитало огромное число людей, и они увидели, что представляют собой данные товарищи. После этого я стала читать, что пишут и о них, и о политике. И открылся мне дивный новый мир. Думаю, что многие жили, как в скорлупе, еще год назад. А сейчас появилось гражданское сознание. Мне, но не нравится, что происходит, и я бы хотела об этом говорить, и иметь возможность говорить об этом.
- То есть на баррикады ты не пойдешь?
- Все возможно. Я же по гороскопу близнецы, сегодня - баррикады, а завтра я, может, уеду на ПМЖ в Таиланд.
- Если бы у тебя была возможность сделать свою радиостанцию в Сыктывкаре, какое бы это было радио: кто бы там работал, какая бы музыка звучала?
- Однозначно это не была бы серьезная общественно-политическая станция. Это не мое. Были бы приглашенные ведущие, которые обсуждали бы разные темы, им бы звонили слушатели. Музыка разная, может быть, даже менялась по часам.
- На этом радио был бы, например, drum'n'bass? Или на него табу?
- Табу - на шансон, не люблю. Рок я не слушаю, хотя почему бы и нет. Ну а drum'n'bass однозначно был бы.
Беседовал Максим Поляков.