Новости Республики Коми | Комиинформ

Новое антимонопольное законодательство станет мягче к добросовестному бизнесу и жестче - к злостным нарушителям — руководитель Коми УФАС Наталья Гуревская

Новое антимонопольное законодательство станет мягче к добросовестному бизнесу и жестче - к злостным нарушителям — руководитель Коми УФАС Наталья Гуревская
Новое антимонопольное законодательство станет мягче к добросовестному бизнесу и жестче - к злостным нарушителям — руководитель Коми УФАС Наталья Гуревская
logo
Новое антимонопольное законодательство станет мягче к добросовестному бизнесу и жестче - к злостным нарушителям — руководитель Коми УФАС Наталья Гуревская
Фото Анастасии Марковой.

Российское антимонопольное законодательство приведено в соответствие с лучшими мировыми практиками.

Как рассказала на пресс-конференции сегодня, 19 декабря, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Коми Наталья Гуревская, третий антимонопольный пакет вступит в силу 6 января 2012 года.

По ее словам, первоначально антимонопольный закон насчитывал 15 страниц, сейчас он увеличился до 100. "Он достаточно четко регламентирует нормы антимонопольного регулирования и соответствует международным регламентам. ФАС РФ разработал поправки в законодательство в результате диалога с бизнес-сообществом, практически все пожелания бизнеса в этом документе были учтены",-добавила она.

Как рассказала Н.Гуревская, новый закон уходит от затратного метода доказывания монопольно высокой цены и устанавливает наиболее прогрессивные способы анализа сопоставимых товарных рынков и ретроспективный метод анализ деятельности предприятия. "Если раньше мы запрашивали на предприятие информацию о его затратах, прибыли, анализировали всю информацию, то теперь мы берем наш рынок, на котором предприятие занимает доминирующее положение, и рынок другого субъекта, где конкуренция есть. Если цена на неконкурентном рынке выше, то она автоматически признается монопольно высокой. Кроме того, монопольно высокая цена должна рассматриваться в ретроспективе с временным интервалом не менее года",- пояснила она.

Новый закон также ввел институты предостережения и предупреждения. "На сегодня система антимонопольного законодательства построена очень жестко — в любом случае на предприятие накладывается оборотный штраф, который является существенным даже для крупных компаний. Теперь же если представитель хозяйствующего субъекта публично заявляет о том, что в ближайшее время цены на услуги его предприятия резко возрастут, тем самым вызывая ажиотаж на рынке, то компании выносится предупреждение. Институт предостережения актуален в том случае, если возбуждается дело, и мы видим, что действия предприятия имеют состав нарушения антимонопольного законодательства, то мы еще до вынесения решения можем рекомендовать ему устранить нарушения. Если оно успевает все исправить, то предприятие освобождается от штрафа",- отметила Н.Гуревская.

Новшеством является также введение процедуры административного обжалования торгов. По словам Н.Гуревской, это новая практика не только для России, но и для всего мира в целом. "Всем известно, что информация о госзакупках общедоступна: любой человек может посмотреть, какие золотые кровати и бронированные мерседесы у нас закупаются. Аналогичные правила закрепляются и в сфере торгов, связанных с распределением всего государственного имущества, в том числе недр, водных ресурсов, леса, земли. Вся эта информация будет вывешена на едином сайте torgi.gov.ru",- заявила она.

Кроме того, новый закон предусматривает запрет на предоставление госуслуг на платной основе, за исключением случаев, закрепленных в законодательстве или постановлением правительства РФ. Как пояснила Н.Гуревская, некоторые госорганы передают ряд услуг для исполнения какому-либо хозяйствующему субъекту, который оказывает их за деньги, формируя так называемую "систему подснежников".

Впервые законодательно закреплен термин "картель", указан конкретный состав сговора. "Если вы конкуренты, вы не должны договариваться по четырем вещам: по цене, разделу рынка, отказу производства товара, в результате которого идет повышение цены, а также отказ от заключения договора с определенными покупателями и поставщиками",- пояснила она.

Закон также закрепил право потребителей на обращение в суд за восстановлением своих прав в результате нарушения антимонопольного законодательства. Так, к примеру, если установлено, что какая-либо компания установила монопольно высокие цены на бензин, клиент, который приобрел его, может обратиться в суд и потребовать взыскать убытки.

Подводя итог, Н.Гуревская отметила, что результатом антимонопольного пакета станет сокращение жестких карательных санкций против добросовестного бизнеса, уменьшение количества судебных дел и штрафов. Вместе с тем, закон предусматривает жесткую практику в отношении злостных нарушителей.