Новости Республики Коми | Комиинформ

2011-й войдет в историю УГТУ как год эпохальный - Николай Цхадая

2011-й войдет в историю УГТУ как год эпохальный - Николай Цхадая
2011-й войдет в историю УГТУ как год эпохальный - Николай Цхадая
logo
2011-й войдет в историю УГТУ как год эпохальный - Николай Цхадая
viperson.ru

Бладаря Президенту России Дмитрию Медведева нынешний год стал для страны воистину стартовым для инновации во всех отраслях экономики. ОАО АК "Траснефть", как и другие крупные государственные компании, разработала свою программу инновационного развития, которая имеет для "Транснефти" стратегическое значение. Безусловно, реализовывать ее должны хорошо подготовленные специалисты, и образованию тут отводится особая роль. В канун научно-технической конференции молодежи ОАО "Северные магистральные нефтепроводы" мы решили встретиться с ректором Ухтинского государственного технического университета, профессором Николаем Цхадая.

-Как в вузе встречают эти перемены? Ведь выпускники должны быть готовы к нововведениям на таких предприятиях, как, например, СМН, ведь именно для нефтяной и газовой промышленности УГТУ в первую очередь готовит кадры. Будут ли в связи с этим вводиться новые дисциплины в учебный процесс?

- Не нужно забывать, что объединение в образовательном процессе учебной, научной и производственной составляющих – принцип, превосходно зарекомендовавший себя и закрепленный еще в советские времена. Наш университет всегда придерживался его. Развитию экономики так или иначе содействуют все элементы университетского образования, и сейчас нам нужно не столько внедрять инновационный подход, сколько дать ему новый импульс, оживить его. Именно это сейчас и происходит в УГТУ. В частности, на раскрытие потенциала вуза нацелено формирование университетского комплекса. Эта структура делает образование более мобильным, открывает дополнительные перспективы в подготовке кадров. Мы создаем новые программы, которые ориентированы на прорывные технологии, на решение наиболее актуальных производственных задач. В университете действуют четыре малых инновационных предприятия. Их разработки представляют собой внедренческую основу целого ряда проектов.

Одна из организационных форм, специально созданных с целью продвижения инновационных проектов, – кластер. В настоящее время, в частности, в Республике Коми идет подготовительная работа по формированию инновационного территориального кластера "Нефтегазовые технологии". Главным предметом его деятельности должны стать инновационные идеи, технологии, разработанные в нашем регионе. А в качестве основы нам видятся структуры, процессы и результаты приоритетных направлений инновационного развития УГТУ, которые соответствуют профилю создаваемого кластера и объединяют несколько научно-педагогических школ университета. Это предполагает тесное взаимодействие вуза с органами власти Республики Коми, бизнес-сообществом (прежде всего с крупными компаниями нефтегазового комплекса, а также лесного и строительного), с научными, научно-производственными организациями, а также другими образовательными учреждениями. Кластер по своей сути должен стать ядром, концентрирующим научные достижения в области нефтегазовых технологий и реализующим на предприятиях совместные проекты.

В нем особая роль отводится именно УГТУ. Ведь инновационная составляющая в создаваемом кластере - это результат деятельности собственных научно-педагогических школ университета, который эффективно внедряет передовые идеи в образовательный процесс. Конечно, это предполагает привлечение студентов к научно-исследовательской деятельности и продвижению инновационных разработок. А объединение учебного, научного направлений и практики уже само по себе интенсифицирует интеллектуальную активность студентов и дает им опыт реального участия в так называемой инновационной цепочке. Так что на выходе мы получаем бакалавра - специалиста нового поколения.

Что касается введения новых дисциплин, то следует отметить, что инновационными технологиями пронизан весь учебный процесс в УГТУ. Кроме того, кластер "Нефтегазовые технологии" весьма перспективен и в этом направлении: он дает предприятиям-работодателям возможность оказывать большее влияние на формирование основных образовательных программ, буквально на микроуровне, вплоть до включения необходимых модулей в учебные дисциплины, вопросов - в тесты и экзаменационные билеты. Безусловно, это возможно лишь при самом тесном взаимодействии между учебными заведениями и предприятиями. В этом отношении "Северные МН" – образцовое предприятие. Ведущие специалисты и руководители СМН входят в попечительские советы факультетов и кафедр, и благодаря этому могут влиять на формирование учебных планов различных направлений подготовки.

- В СМИ сейчас очень активно обсуждается вступление УГТУ в Норвежско-Российский исследовательский и образовательный консорциум. Что это реально принесет студентам и преподавателям? Как Вы оценивает перспективы нового для УГТУ направления по эксплуатации и обслуживанию объектов нефтегазового комплекса арктического шельфа? Правда ли, что таких специалистов вуз планирует готовить уже в ближайшее время?

- Университет на протяжении нескольких последних лет активно сотрудничает с Норвегией. Это вызвано многими факторами, но среди основных – схожие климатические условия и уникальный опыт освоения морских месторождений и развития нефтегазового сектора. Сотрудничество мы на данном этапе ведем с Университетом Норвегии (г. Будо) и Университетским колледжем Финмарк (г. Альта) по целому ряду образовательных и научно-информационных направлений.

В Арктике содержится колоссальное количество неразработанных энергоресурсов – нефти и газа. Российские извлекаемые запасы углеводородов составляют 72% от 18 миллиардов тонн нефти и 91% от 42 триллионов кубических метров газа, которые, как считается, залегают к северу от Полярного круга. Для России арктический шельф – одно из наиболее перспективных направлений восполнения запасов углеводородного сырья. Разведка и разработка российских арктических запасов требует нового поколения профессионалов, способных объединить, с одной стороны, отечественный опыт строительства скважин, знание коллекторов, а с другой – инновационные технологии, сведения о неизученных процессах и новые навыки, а это, безусловно, подразумевает тесное сотрудничество с зарубежными вузами и предприятиями.

Сама идея создания в УГТУ кафедры и направления по эксплуатации и обслуживанию объектов нефтегазового комплекса арктического шельфа не нова, но толчком к нему послужило выступление на ежегодном международном научно-техническом форуме "Рассохинские чтения – 2011" заместителя генерального директора ООО "Газпром добыча шельф" Рудольфа Михайловича Тер-Саркисова. Именно он предложил создать на базе университета специализированный научный центр по изучению шельфа. К концу 2011 года будут решены основные задачи по созданию такой кафедры: утверждены учебные планы и кадровый состав, сформирован учебно-информационный фонд, проработан вопрос о создании специализированных лабораторий. Обучение будет начато в 2012 году. На новую специальность мы ориентируем нынешних третьекурсников бакалавриата "Нефтегазовое дело" и студентов специальностей "РЭНГМ", "ПЭМГ" и "БС". У них как раз будет полтора года, чтобы к базовому образованию добавить компетенции и знания по шельфу. В следующем семестре "первопроходцам" уже будут читаться специальные дисциплины: "Разработка морских и шельфовых месторождений" и "Технология и эксплуатация скважин морских и шельфовых месторождений". В дальнейшем студенты и преподаватели УГТУ будут проходить стажировки на таких предприятиях, как "ГАЗФЛОТ", "Газпром добыча шельф", "Газпром нефть шельф", "Штокман девелопмент АГ".

- "СМН" и УГТУ ведут планомерную совместную работу по обучению студентов. План предусматривает многое – чтение лекций специалистами предприятия, технические экскурсии для студентов, научные конференции. Какую из этих форм работы считаете наиболее перспективной?

- Думаю, самое главное в обучении студента технического вуза, будущего инженера – предоставить ему возможность постоянно применять теорию на практике. Для технарей по определению в основе всего – техника и технологии. Инженерную идею важно апробировать, воплотить в конкретное изделие, с помощью оборудования найти новые варианты решения той или иной задачи. Поэтому именно развитие лабораторной базы и отработка с ее помощью практических технических навыков представляется мне особенно важным в обучении студентов. И я вновь хочу поблагодарить руководство и весь коллектив "Северных магистральных нефтепроводов" за колоссальный вклад в развитие этого направления. Полагаю, не лишним будет еще раз сказать об именных аудиториях и лабораториях ОАО "АК "Транснефть" на кафедрах "Проектирование и эксплуатация магистральных нефтегазопроводов" и "Электрификация и автоматизация технологических процессов". Этот превосходный комплекс привел университет к победе в конкурсе "Качество услуг в области образования".

- Конечно, до Нового года еще далеко, но научно-техническая конференция молодежи в СМН, так уж сложилось, подводит определенные итоги работы за год. Какие наиболее значительные события произошли в УГТУ в 2011-м?

- 2011-й войдет в историю нашего вуза как год эпохальный. Летом произошло событие, быть может, самое значимое для университета за последние двенадцать лет, то есть с того времени, когда мы достигли нашего университетского статуса. 23 июня министром образования и науки Российской Федерации А. А. Фурсенко был подписан приказ о реорганизации трех ухтинских учебных заведений - УГТУ, горно-нефтяного и промышленно-экономического лесного колледжей - путем объединения в единый университетский комплекс. В деле создания такой структуры в Республике Коми мы – пионеры.

Развитие комплекса было и остается нашим стратегическим ориентиром. К таковым следует отнести и формирование упомянутого ранее инновационного кластера "Нефтегазовые технологии", также начатое в 2011 году. Этот год ознаменован еще одним событием стратегического характера: участием УГТУ в национальном научно-образовательном, инновационно-технологическом консорциуме вузов минерально-сырьевого и топливно-энергетического комплексов.

Главное же изменение в системе образовательной деятельности обусловлено переходом на обучение по федеральным государственным стандартам третьего поколения, на двухуровневую модель: бакалавриат – магистратура. С 1 сентября 2011 года мы набираем студентов по четырнадцати направлениям бакалавриата, шести направлениям магистратуры и только двум специальностям с пятилетним циклом обучения.

В этом году значительно интенсифицировалось наше взаимодействие с органами власти Республики Коми, причем инновационная составляющая здесь тоже стала ведущей. Одним из результатов этих отношений стало проведение совместно с Министерством образования Республики Коми на базе университета таких крупных республиканских мероприятий, как первый молодежный инновационный конвент "Молодежь – будущему Республики Коми" и первый молодежный образовательный форум "Инноватика: Крохаль 2011".

И, конечно, нельзя не упомянуть еще об одном масштабном инновационном проекте, идея которого родилась и начала воплощаться в жизнь в 2011 году. Это проект музея под открытым небом "Ухта – родина первой российской нефти". Подготовлена концепция выставочного комплекса. Думаю, новый проект резонно рассматривать как важнейший этап реализации нашей культурно-просветительской установки "Ухта – университетский город". Ведь в данном случае именно университет внятно, громко, аргументированно объявляет об ухтинском приоритете в истории российской нефтегазовой отрасли. Мы превращаем исторический факт в бренд нашего города.

- Сегодня УГТУ по праву является одним из ведущих вузов Северо-Запада России. Как удается добиваться таких высоких результатов? Какова роль производственных партнеров, таких как СМН, в этом процессе?

- Прочные конструктивные отношения с производственными партнерами – это однозначное конкурентное преимущество нашего университета, один из главных факторов наших достижений. В этом отношении мы выгодно отличаемся от других вузов Республики Коми. Таких надежных, успешных, перспективных партнеров нет ни у кого, и мы очень высоко ценим их многообразную помощь университету.

Наш договор о сотрудничестве – это не формальная бумага, а действующий документ, в соответствии с которым мы из года в год составляем программы работы, охватывающие все направления деятельности университета. И выполняем их практически полностью. Такая системность приводит к тому, что новые именные аудитории или лаборатории ОАО "АК "Транснефть", новые имена наших выпускников среди инженерно-технического и руководящего состава предприятия, новые темы совместных научно-исследовательских работ, новые доклады на конференциях университета и предприятия – это реалии нашей повседневной жизни. И они во многом определяют ее качественный уровень.

Вклад ОАО "СМН" в развитие университета исключителен. Это и создание комплекса именных аудиторий и лабораторий компании на университетских кафедрах; и стабильно большое количество практикантов, стажеров, стипендиатов компании. Совместно преподавателями вуза и сотрудниками предприятия разрабатываются учебные и учебно-методические пособия; по заявкам СМН научными коллективами университета выполняются исследования и ведутся технические разработки; сотрудники предприятия активно участвуют в составе государственных аттестационных комиссий, осуществляют руководство дипломными проектами наших выпускников. Но есть еще и сторона психологическая: сама перспектива трудоустройства в такое преуспевающее предприятие – очень серьезный стимул для хорошей учебы. Ну, и конечно, для репутации университета немаловажно, что его выпускники год от года пополняют кадровый состав "Северных магистральных нефтепроводов". Это повод и для гордости, и для особой ответственности за результаты своего труда.

- Почему в Вашем вузе так много внимания уделяется именно воспитательному процессу и гуманитарному образованию (у вас даже создана комиссия по организационной культуре)?

- Мой любимый афоризм – высказывание немецкого философа Макса Шелера: "Образование – это такая вещь, в которой ничем нельзя пренебречь". Воспитание – неотъемлемая часть обучения, ведь разум человека – это не компьютерный процессор, который мыслит вне нравственности, эстетического чувства, состояния здоровья и так далее. Человек – существо, стремящееся к цельности. Поэтому в образовательном процессе должно быть учтено всё. Инженер – прежде всего работник умственного труда, руководитель, которому предстоит общаться с людьми, организовывать коллективы, а значит, знания и компетенции в области гуманитарных наук ему необходимы профессионально, не говоря уже о личностной потребности в них.

Чего ждете от этого форума? Какие сюрпризы готовят студенты? Ваши пожелания всем участникам.

- Это форум, который я отнес бы к категории стабильно успешных. Его ожидаешь как праздник. Хотя я уверен, что сюрпризы будут, и главные – в содержании научных докладов. Для человека, который погружен в технологический процесс, будет очень много нового.

Наши молодые исследователи, среди которых тринадцать именных стипендиатов ОАО "АК "Транснефть", представят около пятидесяти докладов. Уверен, что ребята выступят достойно, хотя это вряд ли можно считать сюрпризом. Хочу отметить, что при подготовке некоторых докладов использовались возможности именных аудиторий "Северных МН". Большинство работ подготовлены по темам, предложенным специалистами предприятия.

Потенциал участников конференции очень высок. И потому я желаю каждому выложиться на все сто. Все не могут стать победителями, но у каждого должно появиться острое ощущение роста, чтобы конференция не осталась за спиной, как пройденный этап, а помогла сформировать тот ценный интеллектуальный, профессиональный багаж, "припасы" - на будущее.

Подготовила Анжелика Лудникова.