- Роза Трофимовна, что удалось сделать в плане организации в республике работы общественных приемных Главы Коми?
- Сегодня общественные приемные работают в двадцати городах и районах республики. Первоначально мы занимались подбором кадров. Стоит отметить, что нам удалось найти авторитетных людей, которые имеют опыт организаторской работы и, самое главное, умеют работать с населением. Немаловажно и то, что эти люди прекрасно знают систему государственной власти, как в республике, так и в России. А это необходимо, чтобы помочь в решении проблемы конкретного человека. Специалист должен быстро определить, где помогут обратившемуся, и направить его в это ведомство. За эти полгода мы проделали большую организационную работу. В частности, подыскали помещения для общественных приемных.
- Какие функции возложены на общественные приемные?
- Стоит сказать, что сначала нам пришлось самим определяться, как строить свою деятельность. Наша основная задача - работать с людьми, конкретным человеком. Реформы в России продолжаются, многое в жизни меняется и поэтому основой нашей деятельности является информационно-разъяснительная работа. Сегодня люди должны представлять, в каком обществе они живут, знать, какие нормативные акты появляются на свет. К примеру, пенсионеры приходят и спрашивают: "Вышел закон о прибавке к пенсиям по 125 рублей, а мне прибавили меньше. Почему?". Эти вопросы мы для людей уточняем. Бывает люди приходят с жалобами, с претензиями. Мы вникаем в суть дела, спрашиваем, приглашаем специалиста, чтобы разъяснил ситуацию. Каждый человек получает у нас информационную помощь. Приходится давать множество справок. Так, за полгода мы выдали более 1300 разъяснений по различным аспектам жизнедеятельности. Помимо приема граждан общественные приемные концентрируют свою деятельность на информировании населения о нормативных документах, принимаемых Главой и Правительством республики. Мы работаем в тесном контакте с различными общественно-политическими формированиями, национально-культурными центрами, религиозными конфессиями и другими объединениями граждан.
Нам несут проблемы, мы их изучаем и передаем для решения министерствам и ведомствам. Важно отметить, что общественные приемные никого не подменяют, а помогают в работе органам исполнительной власти, должностным лицам. Сегодня это особенно актуально. Ведь после начала реформ образовалась пустота между властью и населением. Мы же ее заполняем.
- Какую помощь, кроме информирования граждан, приемная оказывает населению?
- Человек получает от нас не только нужные ему сведения. Был такой случай. Пришла к нам женщина, мы с ней поговорили, обсудили ее маленькие тревоги, чаю выпили и она ушла довольной. Получается, что психологическую помощь мы тоже оказываем. Большинство людей идут к нам за душевной поддержкой. У кого-то возникают проблемы во взаимоотношениях в семье. В этом случае бесплатные консультации дают наши психологи, если необходимо - юристы. Причем наплыв людей в общественные приемные наблюдается не только в Сыктывкаре. Так, есть районы, в которых юридические вопросы выступают на первое место. Сейчас мы разрабатываем график выездов наших юристов на места. Организуем мы и консультации по определенному проблемному вопросу для групп людей. Ведь не каждый может прийти и сказать о наболевшем. Например, о том, что касается вопросов наследования, раздела имущества.
У нас существует договоренность с городским советом ветеранов о проведении специалистами бесед с ветеранами. Есть намерение организовать в общественных приемных встречи с нашими депутатами.
Также мы практикуем проведение "прямых линий" с руководителями различного ранга. Накапливается тематический блок вопросов и для их разрешения мы проводим "прямую линию". Приглашаем специалиста и в течение определенного времени он отвечает на звонки граждан.
- Кто обычно обращается в общественную приемную?
- Конечно, к нам приходит много пенсионеров. Но они болеют не только за себя. Вообще, нельзя сказать, что преобладает какая-то одна категория граждан. К нам идет и молодежь. Месяц назад мы создали клуб молодых, в котором работают студенты. И их интересует многое. К примеру, структура государственной власти, новые законодательные акты, вопросы религии. В приемной на вопросы людей отвечал секретарь Сыктывкарской и Воркутинской епархии отец Филипп. Я сама за то, чтобы человек получил полную информацию. В какой-то степени нашу деятельность можно назвать просветительской и в области культуры, права, экономики, социальной сфере... Наше кредо таково -если человек пришел к нам расстроенный, он должен уйти с улыбкой на лице.
Общественные приемные - это связующее звено между населением и органами власти. Мы открыты для всех, для нас нет разницы, какой человек к нам обратился. Главное - помочь ему найти себя.
Беседовал Андрей ЧЕРНУХА
"Комиинформ"