Медиа-форум, проходящий в рамках IV гражданского форума открылся в столице Коми сегодня, 11 ноября.
Начался форум с работы секции "Государственные и частные СМИ – место власти в СМИ", модератором которой выступила руководитель агентства "Комиинформ" Елена Мезенцева.
Открывая дискуссию, Е.Мезенцева напомнила собравшимся о "пиках горимости" в СМИ, которые случились в начале 90-х годов прошлого века и в 2010 году, когда президент РФ Дмитрий Медведев заявил о разгосударствлении прессы. "С одной стороны, с резкой критикой этого предложения выступили губернаторы, которые не хотят отдавать такой мощный инструмент влияния. С другой стороны, резко выступили редакторы газет, у которых есть своя позиция. Я думаю, что в нашем зале есть люди, которые считают, что без помощи государства им не выжить", - обратилась к присутствующим Е.Мезенцева.
Первыми свою позицию высказали представители районных СМИ. В частности, представители троицко-печорской районной газеты "Заря" заявили, что сегодня районки выживают исключительно за счет собственного энтузиазма. "Мы ищем интересные темы, пишем о людях, поэтому у нас есть читатели",- отметили журналисты.
Е.Мезенцева рассказала присутствующим о том, что некоторые районные газеты прекрасно существуют за счет рекламы, в частности, усть-вымская газета "Вперед". "Как вы относитесь к введению системы грантов и госзаказа?",- поинтересовалась она. На это представители ряда районок ответили, что в их муниципалитете нет таких предприятий, с которыми бы можно было рассчитывать на долговременное сотрудничество. "Сейчас мы несем огромные почтовые расходы, из-за этого и не можем увеличить тиражи, поскольку будем работать себе в убыток. Гранты вряд ли предусматривают такого рода издержки",- посетовали журналисты.
Некоторые участники форума также выразили сомнение в целесообразности перехода к разгосударствлению СМИ, поскольку "гранты – это просто другая форма зависимости от власти". С этой позицией не согласился журналист Владимир Овчинников, который заявил, что грантовая форма поддержки позволит стать прессе и власти партнерами. "Это повысит конкуренцию среди СМИ, возможно, появятся новые сильные издания, которые смогут рассчитывать на бюджетный кусок. Тогда отношения между СМИ и властью больше не будут напоминать отношения начальника и холуя",- подчеркнул он.
По словам главного редактора газеты "Красное знамя Севера" Дарьи Шучалиной, рекламодатели сегодня неохотно сотрудничают с печатной прессой, предпочитая телевидение. "Многие предприниматели считают газеты устаревшими, им нужно, чтобы люди их слышали и видели. Сейчас у рекламодателей изменилось сознание, они считают печатную прессу непопулярной",- отметила журналистка и предложила создавать в СМИ попечительские советы, а при них – фонды, которые могли бы наполняться средствами бизнеса. "Мы не должны идти на поводу у читателей и писать чернуху, у СМИ должна быть возможность писать качественные аналитические материалы о той же экономике или политике – надо ориентироваться на "умного" читателя",- подчеркнула она.
С этой идеей согласилась руководитель холдинга "Коми му" Надежда Быковская, которая сообщила, что при холдинге такой попечительский совет появится.
Подводя итоги дискуссии, Е.Мезенцева отметила, что только в этой плоскости проблему не решить. "Мы всегда противопоставляем журналистское сообщество и власть, есть еще третий участник процесса – это общество, наш читатель, который должен активно пытаться влиять и на власть, и на журналистику. Будут ли это попечительские или общественные советы, подписка на газеты и журналы – каждый должен занять свой сегмент, там должно быть место всему, в том числе общественному контролю, основы которого есть в Общественной палате",- заключила она.