Еженедельник "Молодежь Севера" при поддержке информагентств БНКоми и "Комиинформ" продолжает цикл интервью с журналистами "Новые медиа-лица республики". Сегодня мы публикуем беседу с журналистом телеканала "Юрган" Алексеем Полтораниным.
Коротко: 23 года, из которых уже почти 6 лет работает на Коми республиканском телеканале "Юрган": сначала корреспондентом, а потом редактором. Последний год является продюсером по работе с федеральными каналами: проще говоря, готовит сюжеты о событиях в Республике Коми для "Первого канала", телеканала "Россия 1", "НТВ", "Пятого канала" и других. Коллеги называют его "человек-стендап" за большую любовь появляться в кадре, причем, как признается сам Алексей, иногда и без повода. Недавно он вернулся из Москвы, где ему предложили работу на "НТВ", в программе "ЧП. Обзор за неделю".
- Тебя можно поздравить с работой в Москве?
- Нет. Я отказался.
- Почему?
- Когда я показал свои материалы шеф-редактору программы, он мне сразу сказал: "Вот твое рабочее место, приступай". Но мне осталось полтора года до диплома (я учусь в нашей академии госслужбы), и если бы я согласился, то мне бы не дали доучиться.
- Ну ты же знал, что тебе могут предложить остаться в Москве.
- Я был в Москве по своим делам, и моя поездка совпала с посещением "Останкино", где и зашла речь о работе. Кажется, глупо, что я отказался. Но я все взвесил. Я второй раз уже отказываюсь от предложения работать в другом городе (мне предлагали остаться на "Пятом канале" в Санкт-Петербурге).
- Твои рабочие отношения с "Юрганом" продолжаются?
- Я продолжу работать на "Юргане". Но я договорился с редакцией программы "ЧП" о том, что буду готовить полноценные материалы для них и в самих сюжетах появляться в кадре. Обычно сюжеты местных корреспондентов обрабатывают московские журналисты.
- Криминал - это твоя тематика?
- Не совсем. Но на "Юргане" я стараюсь выезжать на различные происшествия. Например, два дня работал на месте пожара в доме престарелых в Подъельске.
- Мы с тобой общаемся уже несколько минут, и у меня такое ощущение, что ты в образе, как будто сейчас в прямом эфире и играешь на камеру. Я включил диктофон, и Алексей Полторанин превратился из простого парня в звезду мирового масштаба.
- В обыденной жизни я иногда кажусь не таким, какой на самом деле. Просто телевидение меняет человека.
- Ты работаешь на проправительственном телеканале. Чувствуешь ли давление со стороны чиновников?
- Наше правительство, не скрою, не любит, когда на федеральных каналах выходит негативный материал о Республике Коми. С чем это связано, мне понятно: ведь федеральные каналы формируют имидж региона. Схема такая: центральные каналы зачастую заказывают регионам сюжеты про какую-то проблему. Местные журналисты делают эти репортажи и отправляют их федералам. Так вот, практически все материалы из Коми сначала проходят через фильтр ее правительства.
- Какие последствия для тебя были после выходов резонансных, по-твоему мнению, сюжетов в эфире федеральных каналов?
- Меня не уволили.
- А ты не боишься, что это все-таки произойдет?
- Страха совершенно нет. Мне есть куда пойти. Без денег не останусь.
- Я знаю, что иногда сюжеты в Москву уходили без согласования с Желтым домом. Почему ты нарушаешь правила игры?
- Понимаешь, я готовлю некоторые сюжеты отдельно от телекомпании. В принципе, я могу их не согласовывать.
- Можешь привести пример?
- В этом году готовил материал об "астрономических" счетах коммунальной компании "ЖУК". Сюжет вышел в вечерних новостях "России 1". Последовала быстрая реакция со стороны прокурора Республики Коми. В июле мы снимали сюжет про человека в Воркуте, который пнул коляску с ребенком. Этот репортаж выходил в течение двух дней первым в выпуске на "Первом канале". Я не думал, что будет такая реакция после данного сюжета. Мне позвонили следователи из Воркуты и сказали: "Леша, что ты наделал? Нам же из-за тебя теперь всю ночь искать этого человека". Нашли его уже в первой половине следующего дня.
- Работать на федералов гораздо интереснее?
- Я стал чувствовать, что каждый мой сюжет для местных новостей начал повторяться. Ежегодно снимаешь одно и тоже. Мне не хватает бешеного ритма. Снимаешь обычные новости, иногда местечковые проблемы. Да все эти проблемы решаются на районном уровне. А вот для федералов готовишь проблемы большего масштаба, и темы не похожи на предыдущие, да и реакция со стороны властей совершенно другая.
- Как считаешь, тебе удается снимать сюжеты, которые непохожи на местечковые?
- Люди, которые встречают меня на улице, пишут мне "ВКонтакте", говорят, что мои сюжеты отличаются от сюжетов коллег.
- Чем?
- Я работаю с фанатизмом, прохожу практику в федеральных СМИ, пытаюсь реализовать новые знания.
- Ты не ответил на вопрос. Чем твои сюжеты отличаются от сюжетов коллег?
- Во-первых, подачей. Текст, конечно, важен. Но у меня совершенно другой формат съемок. Больше "НТВшный". Это использование проходок в кадре, и не только моих - я прошу ходить героев, что-то делать (они в кадре моют посуду, находятся за рулем машины и говорят со мной). Не люблю шаблонные сюжеты.
- Мне кажется, такое практикуется не только в твоих сюжетах. Впрочем, ладно. Тебя часто критикуют?
- Я наслушался критики в первые годы работы, потому что начинал с нуля. Главным критиком является телезритель.
- Это прописная истина. Сейчас тебя критикуют - коллеги, друзья, начальство?
- Критикуют операторы за неоправданные стендапы (появление корреспондента в кадре - МС). Да, иногда я злоупотребляю ими, но доказываю, что они нужны, чтобы оживлять картинку, статичный план. Я не стремлюсь быть в кадре. Например, стендап на федеральных телеканалах должен быть записан в любом случае. Там не принимается оправдание: не было времени для записи. Если ты не записал, значит, ты неправильно построил работу на съемочной площадке.
- Когда тебя критикуют, ты обижаешься?
- Я отношусь к критике безболезненно. Но больше воспринимаю критику моих московских коллег. Звонит шеф-редактор "ЧП" и просит перестроить сюжет, указывая на мои ошибки. Иногда критикуют, не понимая моей идеи. А раз критикуют, значит, смотрят.
- Очень многие говорят про тебя, что ты нарцисс, что очень любишь себя, любишь понарциссировать?
- Мне не сложно отказаться от работы в кадре. Я могу уйти работать обычным продюсером, оператором, взять в руки камеру и снимать сюжеты, не думая о славе. Мне не нужна слава.
- Как ты думаешь, почему же люди тебя так называют?
- Повторюсь, я работаю с фанатизмом. Пытаюсь что-нибудь придумать, чтобы сюжет был интересным для нашего телезрителя. У нас многие говорят: "Как мне платят, так и буду работать". Или звездят. Обычно это молодые журналисты без опыта, которых нужно пнуть. Я подхватил эту заразу, но быстро вылечился.
- И тебя пнули?
- Да. Я поехал снимать сюжет про балетную школу, и меня героиня упрекнула в том, что я ничего не знаю о нашем балете. Я приехал неподготовленным. Первые полгода звездная болезнь у всех есть. Ты идешь по улице, и тебе кажется, что тебя узнают, а иногда и вообще просят дать автограф. Главное - пнуть человека вовремя, тогда он окажется на своем месте.
- Три года назад на региональном конкурсе среди журналистов "Признание" ты получил награду "Золотое перо". Что эта награда для тебя значит?
- Это была первая оценка моей профессиональной деятельности. Я был рад награде.
- Насколько она важна для тебя?
- Ты думаешь, что сейчас я смогу поехать с этой статуэткой на федеральный канал и скажу: "Посмотрите, у меня есть награда!", и меня сразу примут на работу? Это не так.
- А где у тебя дома стоит эта статуэтка: на видном месте или запрятана где-то в тумбочке?
- Она не на виду. На виду стоят специальные поролоновые штучки, которые защищают микрофон от ветра во время съемок (ветрозащита) с логотипами федеральных телеканалов.
- У тебя есть друзья среди коллег?
- Яков Юхнин, твой бывший коллега по МС (я дружу со всей его семьей), Роман Истомин, журналист "Юргана", Максим Булкин, мой бывший коллега. В последнее время очень много друзей появилось у меня и среди журналистов Москвы и Санкт-Петербурга.
- А враги у тебя есть?
- (пауза) Может быть. Я их просто не замечаю.
- Часто приходится бояться из-за профессиональной деятельности?
- Когда делаешь новости для местного телевидения, ты делаешь обычные сюжеты, они не настолько проблемные. Когда же сюжет выходит на федеральном уровне, то тогда порой испытываешь страх (например, когда я сделал сюжет про "астрономические" счета, которые приходили жителям Сыктывкара от управляющей компании "ЖУК"). Руководитель наверняка знал, кто подготовил сюжет. Было реально страшно, и была боязнь за свою жизнь.
- Некоторые коллеги стесняются говорить, что они из Сыктывкара. А ты?
- Нет. Я не стесняюсь говорить, что я из Сыктывкара. Иногда в Москве спрашивают: "А Сыктывкар - это где-то в СНГ?"
- Ты учишься в академии госслужбы, а в будущем ты журналист или чиновник?
- У меня раньше было желание, закончив академию, уйти из журналистики, сесть в чиновничий кабинет. Но я понял, что мне будет скучно в четырех стенах. Многие журналисты уходят работать в пресс-службу. Мне же об этом пока думать рано. Может быть, лет так в 35 - 40.
- То есть, ты получишь диплом, отложишь его в сторону и забудешь о нем?
- Да.
- И не жалко?
- Я учусь в академии госслужбы и понимаю, что должного образования там не получить, но и бросать жалко. Пять лет назад, когда поступил на исторический факультет СыктГУ, мне пришлось бросить учебу из-за работы. Меня пригласили, то есть, позвали в новости на "Юрган". Роман Истомин решил показать телекухню и предложил пройти практику. Я согласился. Так вот, Истомин завел меня в кабинет, где сидела редактор Анна Медведева. Она спросила: "Читать, писать умеешь?" Я ответил, что да. И она взяла меня на работу.
- Давай заглянем в будущее. Опиши Алексея Полторанина через 20 лет?
- Это Москва, "Останкино". Я - корреспондент федерального телеканала. Уже объехал всю страну и побывал во многих странах, где находил интересные сюжеты. Если я останусь в Коми, здесь можно дорасти и до высокопоставленного чиновника.
- Это пока фантазии, или у тебя есть четкий план, как добиться этого?
- В Сыктывкаре я достиг профессионального потолка, который уже больше года ощущаю. Теперь я самостоятельно езжу в Москву. Там прохожу практику на федеральных каналах, прилагая определенные усилия.
Беседовал Максим Поляков.