Вопрос о мерах по нормализации перевозок сырья и лесопродукции в условиях реформы железнодорожного транспорта поднимался сегодня, 20 октября, на отраслевом совещании руководителей предприятий лесопромышленного комплекса Республики Коми.
Как сообщил президент Союза лесопромышленников РК Владимир Бондаренко, сохранить и даже несколько увеличить объем отгрузки продукции полувагонами и платформами удалось только "СевЛесПилу" (+4%), крытыми вагонами – Жешартскому фанкомбинату (+26%) и Монди СЛПК (+15%). В то же время Сыктывкарский фанерный завод резко сократил отгрузку продукции в полувагонах (- 79%).
Большинство предприятий было вынуждено отправлять грузы автомобилями, что существенно сказалось на увеличении транспортных расходов и, как следствие, на себестоимости продукции.
По словам В. Бондаренко, полностью оценить экономические последствия транспортного коллапса будет возможно только по итогам 2011 года, но уже сейчас можно смело заявлять, что наибольший ущерб понесли небольшие лесопильные производства, расположенные в удаленных районах и ориентированные на экспорт.
К примеру, с 1 сентября прекратило производство пиломатериалов ООО "Комилесбизнес". По словам его гендиректора Александра Игнатова, потери от различных перипетий с железной дорогой в этом году составили почти 54 миллиона рублей.
Из-за невозможности отправить готовую продукцию в Венгрию еще весной остановило производство пиломатериалов ООО "Эрдерт-Коми" в Удорском районе. По словам первого замминистра развития промышленности региона Александра Гибежа, собственники предприятия уже приняли решение о полной его ликвидации.
Сегодня ситуация стала сдвигаться с мертвой точки, и это почувствовало большинство грузоотправителей. Как сообщили представители Северной железной дороги, 3 октября принято решение о слиянии парков Первой и Второй грузовой компании и передаче их в управление ОАО "РЖД". Организацией процесса перевозок будет заниматься Центр фирменного транспортного обслуживания, и на тарифы этих парков будет распространяться государственный прейскурант. Передача парков в управление ОАО "РЖД" должна дать возможность получать вагоны всем, в отличие от предыдущего периода, когда частные структуры давали подвижной состав только под "выгодные" грузы.
Железнодорожники также подчеркнули, что проведенный в этом году и запланированный на следующие капремонт ряда участков Сосногорского региона Северной железной дороги, позволит существенно увеличить пропускную способность, что также будет способствовать сокращению сроков доставки грузов.
По мнению депутата Госдумы Евгения Самойлова, на базе Союза лесопромышленников либо на базе какого-то крупного предприятия нужно создать пул грузоотправителей, который будет заказчиком вагонов для ряда предприятий отрасли. В. Бондаренко идею поддержал. По его мнению, крупный грузоотправитель сможет получить существенные тарифные льготы.