"Молодежь Севера" и агентство БНКоми при поддержке телеканала "Юрган" и агентства "Комиинформ" запускают проект "Новые медиа-лица республики". Это цикл интервью с молодыми журналистами, в большинстве своем малоизвестными, но уже уверенно освоившимися в профессии. Открывает проект интервью с блогером и председателем Союза молодых журналистов республики Андреем Фетисовым.
Стрижка "ежик", красно-черная рубашка, подтяжки с черепами. Невысокого роста парень. До сих пор с микуньским "правдорубом" Андреем Фетисовым мы пересекались только в сети – в ЖЖ и Twitter. В день нашей встречи он узнал, что рекомендован к отчислению с третьего курса филфака СыктГУ. "А, – машет рукой, – "хвостов" много. В прошлом году та же история была".
Краткая биография: 24 года, живет в Микуни. 3 года (с 16 лет) состоял в Российской коммунистической рабочей партии. Пишет стихи, выпустил сборник "Призрак РАДикального РЕАЛизмА". Называет себя радикальным реалистом и принципиально беспартийным. Член Союза журналистов РК, председатель Союза молодых журналистов республики. Ведет блог в ЖЖ.
- Андрей, твой внешний вид - подтяжки, стрижка – это продуманный образ?
- Ну да, со смыслом. Это протест. Взял такой стиль от культуры скинхедов и модов – рабочей молодежи Британии, но сам себя считаю панком.
- В 90-е годы был такой известный баскетболист, твой тезка Андрей Фетисов, "царь баскетбола". Где ты и где баскетбол или любой другой вид спорта?
- Ежедневно пробегаю 5 километров и на турниках подтягиваюсь. Взял себя в руки в начале лета. А к спорту холоден. Просто считаю, что человек должен быть в форме. Мало ли что может случиться. Например, ко мне в Микуни некоторые "товарищи" негативно относятся, так что это у меня инстинкт самосохранения. Ну и еще я лидер молодежной организации. Молодежь смотрит на форму. Что это будет, если я приду в костюме, и брюхо будет свисать? Относиться ко мне будут по-другому.
- Цитирую запись из твоего блога (это 2009 год): "Бухал по-черному. Пообщался с Марией, увидел Стаську, попал ненадолго в вокзальную ментовку, ни х.. не выспался, и продолжили дальше бухать с Картманом...". А тут не так давно читаю: бросил пить-курить…
- Да, бросил. До сих пор не могу понять, почему. Просто в какой-то момент понял: пора бросать. Это тоже своего рода протест. Если в обществе существует стереотип, что все неформалы - алкоголики, то я ломаю этот стереотип: я – неформал, но веду здоровый образ жизни. Кроме того, не хочу быть похожим на быдло.
- Обычно протест у подростков выливается во что-то другое. А у тебя – в политику…
- Да, читал советские книги в детстве. Гайдар особенно нравился, "Тимур и его команда". Позже прочитал "Как закалялась сталь" Николая Островского, а дальше были Горький, Маяковский и другие писатели. Очень сильно вдохновляли поступки героев гражданской войны и первых лет советской власти. И альтернативы не было. Мои сверстники смотрели американские боевики, сериалы "Бригада", "Бумер", перенимали геройство от их персонажей. А я такие фильмы не любил. Мне нравился героизм советских людей.
- Если взять "Тимура и его команду", с кем себя ассоциируешь?
- Ни с кем, хотя много кто считает меня организатором, идеологом. Я не организатор, я сам по себе.
- Как твое мировоззрение изменилось с "гайдаровского" времени?
- Раньше был наивным. Считал, что собрать толпу и сделать революцию - это легко. Я гуманист-революционер. Революция должна сначала произойти в умах. Люди должны открыть глаза и посмотреть на реальность, увидеть тот мир, который нужно менять.
- Сейчас стал менее радикальным?
- Нет. Перестал быть категоричным человеком, стал относиться ко всему философски. Если сравнивать религиозные верования, то они чем моложе, тем агрессивнее (взять, например, ислам). Самая старая религия – буддизм, он считается самым философским. Христианство находится где-то посередине. Я к политике, к коммунизму отношусь, скорее, как буддист. Потребляю и создаю культуру с точки зрения коммунистических идеалов. Я сторонник пролетарской прозы, поэзии. Маяковского читаю, других поэтов, в том числе современных. Вырос на окраинах, работал сантехником – тут еще и классовое мое происхождение играет немалую роль. Были проблемы с микуньскими нац-скинхедами, когда еще учился в школе, стал антифашистом (только в стиле первых итальянских антифашистов). Правда, к модному нынче "антифа" движению отношусь, скорее, критически, потому что отрицаю либеральные ценности, часть которых отстаивают "антифа".
- А тебе не кажется, что твои взгляды не вписываются в современную политическую картину?
- Почему? Буддизм же вписывается. Партии разные бывают. КПРФ, например, я считаю, - не коммунистическая партия. Они в своей программе соглашаются с частной собственностью, допускают религиозные и национальные вопросы. Настоящих коммунистов мало, и я не связываю их с партиями: есть из КПРФ знакомые, из РКРП, из "Левого фронта". А что касается партий, то коммунистической назвать не могу ни одну из них. Вообще я беспартийный. Принципиально. Взять хотя бы тот факт, что у большевиков были представители рабочего класса, а сейчас кто в Госдуме от компартии? Так называемые "красные предприниматели". Мне предлагали и в "Единую Россию" вступить - категорически отказался.
- Что делает на филфаке член Союза журналистов, председатель Союза молодых журналистов?
- Получает диплом.
- Читала несколько твоих стихов. Много нецензурной лексики. Сейчас мат используешь?
- Редко. И я не все стихи выкладываю, а только те, которые считаю нормальными, читабельными. Для сегодняшнего момента мат - не очень хороший прием, неэффективный.
- В журналистике у тебя есть ориентиры?
- Сейчас нет. Раньше был. В 14 лет впервые взял в руки национал-большевистскую газету "Лимонка" - единственную оппозиционную газету, которая полностью себя окупала и была потом официально запрещена. Эпатажная, с матами, резкая. Мне понравился стиль некоторых авторов. Стал писать. Я был школьником, протестовал против общества, против всех. Реакция учителей нравилась: забрали у меня на уроке газету и отчитали на родительском собрании. Адреналин. А потом, в 2003 году, решил издавать газету "Баррикада". Это была газета РКСМ(б) – революционного коммунистического союза молодежи при российской коммунистической рабочей партии. Сделали девять выпусков. Печатали на партийной технике. Интересен был процесс создания, распространения. Сейчас номера старые смотрю – такое детство!
В 2006 году отсидел в изоляторе пять суток за то, что вышел на митинг с плакатом "Путина – к Басаеву!" Хотели уголовное дело завести. Вышел – вокруг непонимание, неприятие. И тут встретилась Светлана Викторовна Бобина – она очень сильно на меня повлияла как педагог и журналист. При турцентре, который она возглавляет, предложила работать над газетой "МИГ" - молодежной информационной газетой. Потом я вышел на газету "Твоя параллель", был редактором микуньской молодежной газеты "Поколение".
В 2008 году в Микуни сильно "давили" неформалов: школьников в кабинет директора вызывали и промывали мозги. Я поднял эту тему в "Поколении" и предложил провести "круглый стол", который состоялся в декабре того же года в микуньской администрации. Были представители власти, педагоги, сотрудники КПДН (комиссии по делам несовершеннолетних - МС) и мы. А вообще меня за взгляды некоторые педагоги в микуньских школах очень не любят, иногда даже слухи нехорошие пускают.
- Тебе твоя позиция жить не мешает?
- Не мешает. Это жизнь. На окраинах, кстати, жизненная позиция особой роли не играет. Гопота всегда найдет повод придраться: не к коммунисту, так, попросят сигарету. А чиновники… Они просто консервативные люди, им не нравится, что что-то делают без их ведома. Например, хочу собрать неформалов или флэш-моб, или рок-концерт устроить – начинают палки в колеса вставлять, постоянно находят какие-то причины. В Сыктывкаре еще можно быть оппозиционером, похулиганить в стиле Колегова, а в Микуни это невозможно.
- Что дальше?
- Снова буду "Баррикаду" издавать. Только в pdf-формате, в интернете. Это будет более профессиональное издание и скорее больше творческое - несколько рубрик, в основном культурных, пролетарская, классовая проза и поэзия.
- Ты студент-очник, общественник. Пишешь… На что живешь?
- Родители помогают, плюс пишу. Вот, надеюсь, устроюсь в штат газеты, будет проще.
- В твои годы люди семью заводят…
- Рановато. Еще на ногах не стою. Но в перспективе, когда смогу себя обеспечить, - конечно.
- Последняя прочитанная тобой книга?
- "Красный Лондон" Стюарта Хоума – про борьбу между "правыми" и "левыми" в Великобритании. И Карамзин из классики, но это по учебе. Вообще по программе читаю все в последний момент, поэтому и "хвостов" много.
- Дай себе три определения: кто ты, какой ты?
- Ой… и не знаю даже. Радикальный – не хотелось бы это слово употреблять, потому что люди по-своему поймут (экстремистский, вспыльчивый). Скорее, независимый. Честный. Стараюсь быть честным по отношению к себе и другим.
- Кем себя видишь?
- Не задумывался. Я практик, а не теоретик. Что будет, то будет. Все равно после университета вернусь в Микунь. Это моя родина, мой город. Все убегают со своей родины, потому что там якобы делать нечего. Есть там что делать! Ту же молодежь перевоспитывать. С ней никто работать не хочет.
- В Twitter на днях была небольшая полемика по поводу того, имеет ли право журналист брать в руки оружие. В более широком смысле – имеет ли он право вставать на чью-либо сторону, вступать в партию…
- Журналист тем и интересен, что его точка зрения может не совпадать с общественным мнением, стереотипами. Журналист – это человек, объективно подающий информацию. Но что такое объективность? Правительственные газеты подают информацию объективно, но в рамках "Единой России". Если есть мотивация, журналист имеет право взять в руки оружие. Тот же Аркадий Гайдар – он был военным корреспондентом, погиб в бою. Если нападут на страну, я возьму оружие и буду писать с фронта. Добро должно быть с кулаками.
Беседовала Елена Баякина.