В рамках празднования 90-летия Республики Коми телеканал "Юрган" покажет в прямом эфире четырехчасовой телемарафон с прямыми включениями сразу из нескольких мест. Трансляция свяжет Воркуту, Ухту, Ижму и село Ыб в Сыктывдинском районе, где состоится кульминация всех юбилейных торжеств - мультифестиваль "Ыбица". Помочь свести сложный эфир местные телевизионщики пригласили известного режиссера и клипмейкера Бориса Деденева, который в последние годы помогает в организации прямого эфира грандиозного праздника выпускников в Санкт-Петербурге "Алые паруса". В интервью еженедельнику "Молодежь Севера" он рассказал о своем опыте работы на больших проектах и о том, как они с Юрием Шевчуком из "ДДТ" замутили клип на песню "Осень".
- Насколько для вас это сложная задача - провести трансляцию праздничных мероприятий, посвященных 90-летию Республики Коми?
- У меня есть опыт в таких вещах - я в последние годы организовывал трансляцию большого праздника выпускников в Санкт-Петербурге "Алые паруса". Здесь моей задачей будет обеспечить прямую трансляцию на "Юргане" из разных городов Коми, которая бы продлилась несколько часов; показать народные гулянья и местный колорит. Прежде всего, мы должны сделать интересную, чистую трансляцию. А это - работа огромного количества людей в ансамбле. Когда меня пригласили, я с радостью согласился на эту авантюру.
- Авантюру?..
- Да. В хорошем смысле этого слова. Ведь, насколько я знаю, таких трансляций еще не было в Коми. Вот мне и стало интересно.
- А вы долго раздумывали, ехать или нет?
- Думал недолго. Я объехал много городов России вместе с Познером. Мы делали цикл программ по профилактике СПИДа. К вам судьба еще не заносила. Это - новая географическая точка. Интересно.
- После того, как познакомились с коллективом телеканала "Юрган" и посмотрели на, скажем так, не такое современное оборудование, как в Питере или Москве, ваш пыл угас или наоборот?
- Пыл не угас. Появились вопросы. Когда встречаешься с людьми, по глазам можно определить, хотят они что-то делать, придумывать или нет. Я приехал, посмотрел в глаза коллективу и понял, что все реально. Другое дело - чтобы каждая из служб, которая ведет трансляцию, выложилась по максимуму. Пока непредсказуемо предположить, будет это успех или неуспех.
- Как будете готовиться к трансляции?
- Будут репетиции, и это во многом технологический момент. На центральный пульт, который находится в Сыктывкаре, мы будем получать сигналы из четырех населенных пунктов. Во время репетиции будут внесены коррективы. Моя задача - свести эту работу к единому стилю. Это чрезвычайно важно.
- У вас уже есть соображения, какие моменты должны обязательно попасть в трансляцию?
- Пока сложно об этом говорить, потому что программа может поменяться. А вообще мы познакомим зрителей с тем, как происходит празднование в разных городах Коми. Будут прямые включения корреспондентов, показ выступлений артистов, какие-то заготовленные заранее сюжеты об истории края.
- Вы побывали в Финно-угорском этнокультурном парке в селе Ыб, посмотрели площадку, на которой будете работать. Она вам понравилась?
- На мой взгляд, это очень красивое современное туристское место. По общим контурам можно определить... Хочется верить, что и с этой стороны организации все в порядке.
- А вы хоть немного познакомились с финно-угорской культурой?
- За восемь часов бодрствования в Сыктывкаре я еще не успел с ней познакомиться, но колорит чувствуется во всем. Даже в рекламных вывесках и национальных орнаментах на зданиях. В деревне мы посмотрели избы-пятистенки, возведенные очень интересно. Это когда пятая стена ровно посередине дома находится. Я видел такое впервые. Природа красивая.
- Вы сняли много клипов, которые стали популярными, а потом вдруг перешли работать на телевидение. Почему?
- Начнем с того, что клипы в моей биографии появились случайно. Это от желания развеселить себя любимого. Когда я начинал как режиссер, то понимал, что на том телевидении я работать не смогу. Снял два клипа для своих друзей из Санкт-Петербурга, которые показали по Первому каналу. В доме, где я работал, был и офис Юрия Шевчука из "ДДТ". Он как-то подходит ко мне и говорит: "Я тут слышал, что ты клипы снимаешь. Давай что-нибудь замутим". Вот и замутили - сначала клип "Рожденные в СССР", а потом - "Что такое осень". Когда его показали по телевизору, то понеслось: из каждого утюга звучала эта песня. А сейчас, если спросить молодежь, какой клип они помнят из начала 90-х, то большинство назовет "Осень" Шевчука.
- Вы снимали клипы и для Юрия Шевчука, и для Татьяны Овсиенко. Вы ориентируетесь на те песни, которые поет человек, когда он просит вас снять клип, или нет?
- Никогда. Может быть, имея другой характер, можно было съемки клипов поставить на широкую ногу. Но для меня это не бизнес. Для меня как режиссера - честь, что артист приходит ко мне. Ведь режиссеров тьма, а они приходят ко мне.
- Причем, не только русские, но и зарубежные стали обращаться.
- Да. Но я до последнего не верил, что буду работать с американским продюсером. В 2006 году он появляется и предлагает снимать клипы в России. Он согласовал сценарий, прислал аванс. Мы поставили технику на набережной Невы в Санкт-Петербурге. И вот подъезжает автобус, оттуда выходит рэпер в голубых ботинках, и я понимаю, что это все реально. И мы сняли клип на испанском языке. Дальше - больше: мы снимаем десять клипов в 2002 году и еще двадцать - в 2003-м. Потом в Мехико на латиноамериканской премии мы получили главный приз в номинации "Лучшее христианское видео", и так четыре года подряд.
- А какой российский клип за последнее время стал для вас открытием?
- Такого еще не было. Для меня последнее открытие - это концерт Милен Фармер во Франции. Вот это вот серьезная работа, по которой скучаешь.
- А не было желания вернуться к клипам?
- Клипы - занятие непостоянное. Когда они заканчиваются, надо чем-то заниматься. В моих условиях можно спокойно сидеть, будучи главным режиссером на петербургском канале. Но мне как-то мало. Пока хочется чего-то другого. Поэтому я и приехал в Коми.
Беседовал Максим Поляков.