Фермеры Коми сетуют на нехватку биотермических ям. Этот вопрос поднимался на прямой линии по вопросам ветеринарного обслуживания владельцев животных и продуктов животного происхождения, которая проходила в Республиканской общественной приемной главы РК 7 апреля.
Так, владелец крестьянско-фермерского хозяйства из Койгородского района сообщил, что в его селе проблема отсутствия места утилизации биологических отходов мешает запуску площадки для убоя скота. Поселок находится в 20 километрах от райцентра. "Можно ли каким-то образом решить на республиканском уровне вопрос об установлении трупосжигательной печи в районе или создании биотермической ямы, куда бы мы свозили все отходы после забоя", - спросил обратившийся.
Руководитель Службы Коми по ветеринарному надзору Татьяна Бурнадзе выразила сомнение по поводу целесообразности установки трупосжигательной печи либо создании биотермической ямы в Койгородке. "Насколько будет удобно людям с сел и деревень везти в райцентр отходы на машине? У кого-то сдохла собака, у кого-то корова, у кого-то просто забой идет или переработка. Кто повезет все это за 30-50-100 км?", - задала вполне уместный вопрос глава ведомства.
Т. Бурнадзе предложила другой выход. "Давайте мы этот вопрос поднимем на уровне главы вашего поселения. Можно на территории села сделать отвод земли, на этом участке и будет все сжигаться. Его нужно огородить и закрепить человека. Закапывать такие биологические отходы категорически нельзя", - отметила она.
Биотермические ямы на сегодня есть в Ухте и Сыктывкаре. Если они и сохранились где-то в других муниципалитетах, что уже не в лучшем состоянии.
*** Биотермическая яма - углубленное в землю (на 9-10 метров) сооружение из влаго- и термостойкого материала для обеззараживания трупов животных (кроме погибших от сибирской язвы). В процессе разложения трупы через 30-40 суток превращаются в массу, пригодную для удобрения.