43 процента посетителей агентства "Комиинформ" не довольны качеством пассажирских перевозок в Сыктывкаре. Таковы промежуточные результаты голосования. 34% - категорически недовольны, 12% ответили, что не пользуются автобусами, и только 11% все устраивает. В виду актуальности заявленной темы агентство "Комиинформ" обратилось с накопившимися вопросами к профессионалу в этой области - председателю Коми республиканской организации профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства Ивану Урсу.
- Иван Семенович, какие, на ваш взгляд, сегодня самые серьезные проблемы в сфере пассажирских перевозок, которые стоят внимания и требуют решения?
- Финансирование и еще раз финансирование. От этого вопроса зависит все: приобретение новых автобусов, увеличение их количества на маршрутах, сокращение интервалов движения и, естественно, продолжительность работы общественного транспорта в сутки. Необходимы средства и на повышение квалификации специалистов, в том числе, стажировку некоторых из них за пределами не только Коми, но и России. Мы действительно нуждаемся в передовом опыте работы по перевозке пассажиров, как на городских, так и на междугородних линиях. Я уже не говорю о таких элементарных вещах как обеспечение безопасности пассажиров. А это означает - выпуск на линию исправных машин, надежного водителя, приветливого коммуникабельного кондуктора, наличие уютного, чистого и отапливаемого салона автобуса. И на все эти удовольствия нужны финансы, которых нашим автотранспортным предприятиям, к сожалению, не хватает.
- Каковы возможные пути решения этой проблемы?
- Заключение цивилизованных договоров между органами местного самоуправления и автотранспортными организациями о сотрудничестве в обеспечении доступности транспортных услуг всем слоям населения. А это означает, что согласно таким договорам, если власти ограничивают предприятие в установлении стоимости проезда, то необходимо предусмотреть соответствующее возмещение, компенсацию убытков. Проще говоря, если власть вмешивается в процессы рынка и пытается их урегулировать путем запретов и ограничений, она должна нести за это ответственность.
Законы рынка таковы: на сколько злоупотребил властью, ровно на столько и отвечай, то есть, возмещай. Рассмотрим на примере. Если в Сыктывкаре себестоимость одной поездки с нынешним пассажиропотоком составляет 21 рубль, а власть ограничивает цену до 14 рублей, то, по законам рынка, она должна возместить за каждого перевезенного по городу 7 рублей. К сожалению, этого не делается, и предприятию приходится искать эти деньги... Как вы думаете, где? Верно - в карманах своих работников и, естественно, экономя на обновлении автопарка, своевременном ремонте техники и зданий, и даже на регламентных работах подвижного состава. В конечном результате предприятие катится к банкротству, возникает угроза потери рабочих мест, сокращения сотрудников, "сворачивания" производства.
- Понятно, что автотранспортные предприятия несут убытки из-за подавления роста тарифов на пассажирские перевозки и повышения цен на топливо. Но, наблюдая нынешнюю ситуацию, можно предположить, что они либо не ведут переговоров с властями либо ведут их безуспешно. Чтобы держаться "на плаву", перевозчики стараются сокращать количество рейсов на автобусных маршрутах, из-за чего страдают пассажиры.
- Здесь можно добавить только одно: в отношениях с органами власти работникам автотранспортных предприятий нужно быть гибкими, порой жесткими, перестать верить продажным чиновникам и их обещаниям, которыми "кормили" наших перевозчиков в течение предыдущих десятилетий. Если взять конкретно Сыктывкар в разрезе последних 10 лет, то только по имеющимся договорам, заключенным между местными пассажирскими АТП и администрацией города, задолженность муниципалитета перед предприятиями составляет около 100 млн. рублей. Надо сказать, что руководители предприятий очень лояльно относились к власти и за свою мягкость неоднократно расплачивались банкротством, а размер заработка, уровень жизни работников находились, да и сейчас находятся, на самой нижней ступени. Но в этом есть и их вина. В таком положении рабочие будут находиться до тех пор, пока не перестанут "выглядывать из-за кустов" и наблюдать, как немногочисленные профсоюзы, между прочим, совместно с работодателями, пытаются отстаивать интересы всего трудового коллектива. И, в первую очередь, это касается интересов предприятий на рынке своих услуг, на собственно созданных маршрутных линиях, на которые "положили глаз" те, кто строит иллюзии о баснословных прибылях пассажирских перевозок.
- Мы писали про случай, когда из-за перегруженности салона автобуса №18 в Сыктывкаре произошла поломка двери. Водитель на свой страх и риск повез пассажиров в Эжву. Понятно, что он сделал это из лучших побуждений: люди ждали автобуса 30 минут и неизвестно, сколько бы ждали следующего. Попросить всех выйти у водителя не повернулся язык. Теперь он понесет за это ответственность. Но ведь не его вина в том, что на линии было недостаточно автобусов?
- Мы живем в правовом государстве: в стране действует федеральный закон "О безопасности дорожного движения", постановление Правительства РФ №1090 "О правилах дорожного движения", существуют правила перевозки пассажиров и так далее. Я ни сколько не сомневаюсь в профпригодности водителя, допустившего такое грубейшее нарушение как продолжение движения с не полностью закрытой дверью, через которую мог вывалиться пассажир. В случае трагедии никто не спросит, из каких побуждений он это сделал, а привлекут к ответственности. Все должны понимать, что мы живем в цивилизованном государстве, где соблюдение закона все-таки поощряется, хотя бы тем, что все останутся живы и на свободе. Что касается водителя 18-го маршрута, то, полагаю, он сделает правильные выводы, а руководитель примет правильное решение. В данном случае, не надо делать из мухи слона. В конце концов, здесь есть вина и директора, который снял накануне несколько автобусов с линии.
- Имеет ли право фирма-перевозчик, заключившая муниципальный контракт с мэрией, самовольно сокращать количество машин на маршруте и менять расписание?
- С предприятием заключается договор, а потому в одностороннем порядке менять сводное расписание движения, установленное местными органами самоуправления, нельзя. Для того, чтобы не приходилось этого делать, перевозчикам необходимо отстаивать свои интересы. В противном случае, пассажирские перевозки в Сыктывкаре вернутся к предыдущему хаосу, который имел место несколько лет назад.
- Кто должен рассчитывать пассажиропоток и потребность маршрута в автобусах?
- Пассажиропоток изучает орган местного самоуправления, как правило, с привлечением перевозчиков. В истинной потребности заинтересованы как заказчик, так и подрядчик.
- Директор одного из автотранспортных предприятий Сыктывкара заявил, что если салон автобуса рассчитан на 67 мест (указание от производителя на табло в салоне), а по факту машина перевозит 80 пассажиров, это не является нарушением. Перевозчик вправе сам устанавливать нормативы и перевозить хоть сотню пассажиров в таком автобусе. Насколько это правомерно?
- Таких руководителей к перевозке пассажиров допускать нельзя. Такие люди не отдают себе отчет и не понимают, что говорят. Их надо дисквалифицировать пожизненно. Это не руководитель, а безответственный человек.
- Руководитель автотранспортного предприятия прежде, чем приступить к работе, должен пройти аттестацию по безопасности дорожного движения. Если он ее не проходит, то может нанять другое должностное лицо (например, исполнительного директора) и возложить на него свои профессиональные обязанности. В этом случае, руководитель получает прибыль от деятельности предприятия, а ответственности в случае ЧП не несет. Насколько это распространено в Коми, и в частности в Сыктывкаре?
- К сожалению, российские законы предусматривают возложение не только обязанностей, но и ответственности на других людей. Если говорить о собственниках предприятий, то, как правило, вы правы – они считают только дивиденды, порой эти люди безграмотны и необразованны. Но у них работают хорошие советники, поэтому в такие предприятия нанимают менеджмент, который соответствует всем требованиям закона. Это если говорить о крупном бизнесе. Но раз уж мы затронули этот вопрос, я бы хотел отметить, что происходит с перевозкой наших школьников.
Директора, имеющие в хозяйстве автобус для перевозки детей по поселкам и селам на учебу, обязаны иметь в штате ответственного за безопасность дорожного движения. К сожалению, в большинстве случаев, это должностное лицо является завхозом, причем не мужчиной с водительскими правами, а женщиной, которая не имеет понятия о безопасности дорожного движения и серьезности последствий. Перевозка детей школьными автобусами - это один из самых болезненных вопросов в Коми. Иногда даже страшно затрагивать эту тему, потому что если поставить во главу угла закон, то перевозка школьников по всей республике может замереть. Что касается пассажирских предприятий, надеюсь, что в ближайшем будущем законодательство будет доработано, и тот беспорядок, который еще имеет место на рынке услуг, прекратится.
- Кто будет отвечать, если случится какое-то происшествие при таком раскладе? Я имею ввиду возложение руководителем своих профессиональных обязанностей на менеджера. Насколько серьезны санкции?
- Что касается собственников крупных предприятий, так называемых боссов АТП, личной ответственности они никогда не несут, так как все обязанности и ответственность возлагают на нанимаемый менеджмент, за исключением редких случаев, когда необходимо возмещать материальный ущерб. Но и тогда всю финансовую нагрузку они перекладывают на плечи трудового коллектива, то есть, рабочих. А сами практически не страдают. Штрафы выписываются на юридическое или должностное лицо, в крайнем случае, могут отобрать лицензию, но законодательство таково, что через два дня он зарегистрирует предприятие снова, наймет новый менеджмент, а рабочие обанкротившегося предприятия, оставшиеся у разбитого корыта, устроятся к нему на работу, получив технику в аренду, к примеру.
Беседовала Надежда Горчева