Новости Республики Коми | Комиинформ

Коми заняла 17 место в рэнкинге "Самые богатые и бедные регионы"

Коми заняла 17 место в рэнкинге "Самые богатые и бедные регионы"
Коми заняла 17 место в рэнкинге "Самые богатые и бедные регионы"
logo
Журнал "Финанс" обнародовал рэнкинг "Самые богатые и бедные регионы", в котором субъекты Российской Федерации получают мес­та в соответствии с величиной плановых государственных расходов в расчете на душу населения. Коми заняла в нем 17 место.

Как обычно, в числе регионов с самыми высокими подушевыми тратами оказались три богатых нефтегазовых автономных округа, а также Москва и Санкт-Петербург. Бюджеты обеих столиц так велики, что даже огромная численность населения не помешала им попасть в первую десятку.

Кроме того, в верхней части списка закономерно оказался почти весь Дальний Восток.

Некоторые экономически слабые регионы также попали в верхнюю часть списка благодаря высокой зависимости от государственного финансирования. Например, Республика Тыва и Чечня не намного отстали от Тюменской области и Сахалина и обошли промышленно развитые Калужскую, Кемеровскую и Белгородскую области. И все же большинство регионов с депрессивной экономикой оказались на нижних ступенях рэнкинга.

Как отмечает "Финанс", рост экономики позитивно отразился на наполнении казны на субфедеральном уровне. По данным минфина, в прошлом году регионы в среднем нарастили налоговые и неналоговые доходы консолидированных бюджетов на 17,3%. В семи субъектах Федерации поступления увеличились на 40% и больше. У 20 регионов из 83 консолидированные бюджеты были исполнены с профицитом. В этом году ситуация пока также не вызывает беспокойства.

Среди немногочисленных регионов, планирующих в текущем году более активно воздействовать на экономику через бюджет, выделяется Москва. В результате всех правок расходы консолидированного бюджета Москвы в этом году должны увеличиться на 27% – больше позволила себе только Камчатка.

Тем не менее, пишет "Финанс", большинство губернаторов, верстая финансовые планы на 2011 год, явно осторожничали. Власти только двух регионов – Московской области и ЯНАО – ожидают превышения доходов над расходами.

Лишь в 15 консолидированных бюджетах предполагается увеличение доходов с прошлогоднего уровня, наращивать расходы собираются только в 24 регионах. В то же время многие запланировали существенное сокращение параметров бюджетов. Причем, в числе самых рьяных консерваторов оказались как регионы, слабо обеспеченные собственными доходами (например, Ингушетия, Карачаево-Черкесия и Калмыкия), так и вполне самостоятельные.

Отчасти консерватизм губернаторов можно объяснить планируемым сокращением межбюджетных трансфертов. В этом году федеральный центр направит в регионы 1,26 трлн рублей – примерно на 100 млрд меньше, чем в 2010-м. Многих от излишней щедрости удерживают и накопленные долги, сумма которых в целом по России за последние три года выросла вдвое до 1,1 трлн рублей.

***Места регионам присваивались исходя из объема расходов бюджетов в расчете на душу населения, скорректированных на среднероссийский уровень цен. За основу были взяты показатели, запланированные в консолидированных бюджетах на 2011 год. Данные об их основных параметрах публикует Федеральное казначейство, в таблице использована статистика по состоянию на 1 февраля. Чтобы сделать объемы расходов более сопоставимыми, "Ф." скорректировал их с учетом различий в уровнях потребительских цен в разных регионах. С этой целью использовались публикуемые Росстатом данные о стоимости фиксированной корзины товаров и услуг в субъектах Федерации в январе 2011 года. В качестве базового показателя было взято значение стоимости этой корзины в среднем по России. Источник оценочных данных о численности населения в регионах (на начало 2011 года) – Росстат.