Роспотребнадзор выступает за расширение прав потребителей туристических услуг. Об этом шла речь на заседании общественного совета при Управлении Роспотребнадзора по Коми 18 марта.
Как рассказала начальник отдела защиты прав потребителей надзорного ведомства Ольга Акулова, за 2010 год в отношении турагентств проведено 17 контрольных мероприятий, из них 11 – в Сыктывкаре, три – в Воркуте, по одному – в Сосногорске, Ухте, Печоре. Наиболее встречающиеся нарушения выражаются в предоставлении неполной информации об исполнителях услуг и турпродукции, а в договоры на приобретение туристского продукта включены условия, ущемляющие установленные законом права потребителя. Нередко положения договоров предусматривают штрафные санкции в случае невыполнения заказчиком отдельных условий соглашения, а также право исполнителя на одностороннее изменение условий договора.
Наиболее остро стоит проблема обеспечения защиты прав туристов при чрезвычайных ситуациях, угрожающих их безопасности. Это такие неблагоприятные события 2010 года как извержение вулкана, случаи нападения акул на туристов в морских водах Египта, сбои в работе авиационных компаний и массовые задержки рейсов в Москве в декабре, банкротство туроператора "Капитал Тур".
В связи с этим, в целях усиления правовой защищенности туристов 10 марта 2011 года консультативным советом при Роспотребнадзоре было предложено рассмотреть на очередном заседании экспертного совета по защите прав потребителей Комитета по экономической политике и предпринимательству Госдумы РФ согласованные предложения по совершенствованию законодательства в этой сфере. Предлагается внести поправки в нормативно-правовую базу, регулирующую туристскую деятельность, в частности дополнить перечень оснований для выплаты страхового возмещения гражданам (сейчас он сводится только к двум случаям, связанным с существенным нарушением договора), и в законы, регулирующие перевозку пассажиров воздушным транспортом.