1. Центральная избирательная комиссия разработала ряд предложений по развитию и совершенствованию избирательного законодательства. Назовите, пожалуйста, основные нововведения.
- Одним из главных направлений развития избирательного законодательства является разработка проекта федерального закона "О политических партиях". В проекте закона предусматривается, что политические партии должны иметь только общероссийский статус, не должны быть региональными либо местными. В законопроекте регламентируется порядок создания и ведения счетов партии, отчетность по этим счетам, а также порядок и основания проверки финансовых отчетов политических партий. Необходимо пресечь любую возможность продажи мест в партийных списках. Предлагается изменить порядок формирования избирательных комиссий. Территориальные и участковые избирательные комиссии планируется формировать непосредственно вышестоящими избирательными комиссиями, а избирательные комиссии субъектов Российской Федерации - органами государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Центризбиркомом России. Предлагается также принять ряд правовых мер по повышению ответственности участников избирательного процесса за нарушения требований законодательства. В целом предложения ЦИК России по развитию и совершенствованию законодательства о выборах направлены на то, чтобы выборы были построены на основе реальной конкуренции претендентов на выборные должности и равенства всех кандидатов, а не прикрывали неправомерные деяния каких-либо финансово-политических групп по расстановке нужных им людей на значимые посты в государстве.
2. Избирательное законодательство ряда субъектов Российской Федерации не соответствует федеральным законам. Какие рекомендации может дать ЦИК России избирательным комиссиям этих регионов при проведении в них выборов?
- За последние два года в Центризбиркоме проанализированы более 150 региональных законов и законопроектов. Наиболее серьезные претензии у нас имеются к законодателям республик Адыгея, Ингушетия, Марий Эл, Татарстан, Краснодарского края, Владимирской, Курганской, Магаданской, Новосибирской областей, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Ханты-Мансийского автономных округов. В случае проведения выборов в условиях, когда имеются противоречия регионального законодательства федеральному, мы требуем, чтобы избирательные комиссии применяли нормы базового федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
3. Как Вы считаете, когда будет принят закон о выборах союзного парламента России и Белоруссии? Когда предполагается провести выборы в Союзный парламент?
- Прежде всего отмечу, что любым выборам должно предшествовать принятие соответствующего избирательного закона. Разработка федерального закона "О выборах депутатов Палаты Представителей Парламента Союзного государства первого созыва от Российской Федерации" обусловлена статьей 64 Договора о создании союзного государства Белоруссии и России. Проект закона подготовлен в ЦИК России на основе общепризнанных норм международного права в области организации избирательного процесса. В качестве основных принципов участия граждан Российской Федерации в выборах закрепляется всеобщее равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. В соответствии с законопроектом выборы депутатов Палаты Представителей Парламента будут проводиться на всей территории Российской Федерации по 75 одномандатным избирательным округам. Выборы в округе признаются состоявшимися, если в них приняли участие не менее 25 процентов избирателей, внесенных в список избирателей. Расходы на подготовку и проведение этих выборов составят ориентировочно 1,8 млрд. рублей, что предусмотрено в проекте федерального бюджета на 2001 год. Законопроект, внесенный президентом Российской Федерации, принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении 20 сентября абсолютным большинством голосов депутатов. Обсуждение законопроекта во втором чтении планируется провести в декабре этого года. Таким образом, если указанный закон вступит в силу в начале 2001 года, и одновременно будет принят соответствующий законодательный акт белорусским парламентом, то выборы могут состояться в конце следующего года.