2 декабря в 16.00 в Национальной галерее Коми откроется выставка "Формулы невидимого мира" Германа Тонкова, приуроченная к 60-летнему юбилею иконописца, единственного в Коми, работающего в формах и традициях византийской и древнерусской иконописи. Это первая персональная выставка художника.
Как рассказали "Комиинформу" в минкультуры региона, Герман Тонков относится к редкому среди иконописцев кругу художников, берущих на себя смелость авторского переосмысления канонических тем и сюжетов. Уникальным примером нового прочтения образа Пресвятой Троицы является икона "Святая Троица" (1997), в которой "ясно ощущается тревога современного человека, жажда "восстановления" нравственных начал, заповеданных Православием".
Герман Тонков не только актуализирует уже сложившиеся в иконописи образы и сюжеты, но и создает новые сложные и развернутые иконографические изводы. Интересным примером иконографического творчества художника является икона "Чудо от иконы Пресвятой Троицы, нарицаемой Зырянской", поводом к созданию которой стал приезд патриарха Московского и Всея Руси Алексия II на празднование 600-летия со дня Успения святителя Стефана Пермского" (1996).
Среди крупных монументальных работ иконописца – создание икон местного ряда Вознесенской церкви с. Ыб, икон для мемориальной часовни "Покаяние" (2000). Художник много работает по частным заказам.
***Герман Тонков окончил училище лаковой миниатюры в с. Холуй. Это старинное русское село в прошлом славилось своими мастерами иконописцами, и было, наряду с Палехом и Мстерой, одним из крупнейших центров иконописания в Российской империи.
Работал в Художественном фонде, занимался дизайном интерьеров, монументально-декоративной живописью. Им были оформлены интерьеры многих общественных учреждений республики (детская библиотека С.Я.Маршака, зал коллегии МВД, Дворец бракосочетаний в Эжве, Училище связи, Музей медицинского техникума, библиотека Усинска и др.).
Впервые художник обратился к иконописи в 1980-е гг.
В 1996 г. Герман Тонков получил благословение на иконописные труды от патриарха Алексия II во время его визита в Сыктывкар на освящение закладки Стефановского собора. По сути, он стоит у истоков возрождения русской православной иконы в Коми.
В иконописи художник ориентируется на византийскую икону "комниновского" и "палеологовского" Ренессанса и древнерусскую икону XII-XV вв. Особое звучание в его творчестве получила тема миссионерского подвига просветителя зырян Стефана Пермского. Среди его этапных работ – иконы "Святитель Стефан Пермский, в житии" (1995), "Стефан Пермский, с Деисусом и избранными святыми" (1996), образ "Стефан Пермский" для фасада Стефановского собора в Сыктывкаре.
Член Творческого Союза иконописцев Международного художественного фонда, председатель Творческого Союза иконописцев по республике Коми, член Союза художников. Его работы находятся в учреждениях Республики Коми и частных собраниях.