Новости Республики Коми | Комиинформ

"Наш регион удивительно богатый и в то же время удивительно бедный" (Статья)

"Наш регион удивительно богатый и в то же время удивительно бедный" (Статья)
"Наш регион удивительно богатый и в то же время удивительно бедный" (Статья)
logo
В Ненецком автономном округе сейчас реализуется немало проектов, одинаково важных как для региона, так и для всей страны. Но на нынешнем этапе развития для их успеха необходимы инновационные управленческие подходы, принципиально новые формы выстраивания отношений бизнеса и власти. О своем видении задач заполярного региона РБК daily рассказывает глава администрации Ненецкого автономного округа ИГОРЬ ФЕДОРОВ.
Как построить эффективность
— Игорь Геннадьевич, по итогам 2009 года только в шести российских регионах не было отмечено неэффективных расходов в области госуправления. Среди них и Ненецкий автономный округ (НАО). Как вам удалось этого добиться?
— Губернатор, назначенный на свой пост, управляет российским регионом неединолично. Этому способствует и сама нынешняя система его выдвижения и утверж­дения: кандидатуру, предложенную президентом страны, должно одобрить законодательное собрание региона. В тесном взаимодействии с депутатским корпусом губернатор строит и всю свою дальнейшую работу. И как только кто-то из глав регионов забывает, что устройство власти в России именно таково, и начинает мнить себя чуть ли не Наполеоном или царем-батюшкой, — тут же возникает конфликт. Который, как правило, ничем хорошим не кончается. Поэтому любой губернатор обязан в первую очередь выстроить взаимоотношения с депутатским корпусом. В конце концов, депутаты — это избранники народа, их "назначил" народ. А значит, народ решил, что именно эти люди лучше всего представляют его интересы. И губернатор с этим обязан считаться.
Не буду скрывать: процесс притирки у нас шел достаточно трудно. Но мы решили подойти к делу разумно, не устраивать "показательных выступлений", избегать громких заявлений и разного рода шоу — люди от них устали, особенно в НАО. Сейчас можно сказать, что депутатский корпус меня как губернатора "принял". Я внимательно отношусь к тем предложениям, которые выносят депутаты, прислушиваюсь к их критике. И от них жду того же. Это единственно возможный путь. Регион настрадался за многие десятилетия и настолько устал от беспорядка, беззакония, а порой и просто "беспредела", что сейчас все понимают: нужно работать вместе, сообща. В том числе и без лишнего официоза.
Мы практикуем такую форму взаимодействия, когда я сначала общаюсь с депутатами "за чашкой чая", обсуждаем наиболее острые вопросы в неформальной обстановке, вместе ищем решение и формируем те программы, которые впоследствии будут вынесены на обсуждение заксобрания. И когда после такой подготовительной работы мы выносим эти вопросы на сессию, то уже в состоянии прийти к консолидированному решению. Это норма, а не исключение. Я вообще против того, чтобы устраивать на таких мероприятиях государственной важности, как сессия парламента, какие бы то ни было "концерты". Главное — это проблему решить, а не создать вокруг нее шум.
Для детальной проработки вопроса есть парламентские комитеты, комиссии, встречи, совещания, в которых мои заместители всегда принимают участие. Я ставлю перед своими замами задачу системно работать в комиссиях и комитетах регионального законодательного собрания. И эффект хорошо ощутим: при таком спокойном и взвешенном подходе удается достичь понимания не только в рамках правящей партии "Единая Россия", но и с оппозицией. Всем нам — вне зависимости от политических взглядов — нужно, чтобы наш регион развивался, чтобы люди чувствовали себя социально защищенными, были обеспечены теплом и электроэнергией, получали достойную заработную плату. И если цель общая, то надо договариваться о наиболее эффективных сред­ствах ее достижения, вот и все. И принимать совместные взвешенные решения — клоунады нам больше не нужно, хватит.
 
— Какие программы принимает регион для увеличения эффективности расходов? Что является приоритетным на ближайшие несколько лет?
— С точки зрения эффективности расходов было бы абсолютно неправильным, если губернатор принимал бы единоличные решения о том, куда направить деньги. Конечно, я как высшее должност­ное лицо субъекта Федерации могу сделать подобные заявления. Но как человек, имеющий достаточный жизненный опыт и не раз "битый", я всегда считаю необходимым сначала посоветоваться с депутатами и с председателем законодательного собрания и только после этого принимать то или иное решение.
Деньги нужно тратить с пользой. Сейчас 40% регионального бюджета расходуется через региональные долгосрочные целевые программы (ДЦП). На сегодняшний день у нас действует 19 ДЦП, на которые выделяется 2,7 млрд руб. На будущий год программ будет 28, и доля бюджетного финансирования возрастет до 50%. То есть составит практически половину собственного бюджета субъекта, который составляет 7 млрд руб.
Если говорить о приоритетах, главным является социальная направленность бюджетных расходов. Здесь обеспечение населения качественным жильем, охрана здоровья граждан, профилактика правонарушений, патриотическое воспитание населения, развитие инженерной и социальной инфраструктуры.
Не команда, а общность
— НАО и Архангельская область представляют собой так называемый "сложносочиненный субъект" РФ. Внутри таких субъектов, как показывает практика, редко обходится без трений и разного рода конфликтов интересов. Как выстроены сейчас взаимоотношения вашего автономного округа с Архангельской областью?
— Взаимоотношения довольно непростые. На сегодняшний день они регулируются 184-м ФЗ, согласно которому ряд федеральных полномочий делегированы для исполнения от НАО к Архангельской области. Здесь есть достаточно много вопросов. Но всегда надо действовать здраво, разумно, не впадая в раж, во всем должна быть система. Когда мы предлагали на договорных условиях вернуть полномочия НАО — мы проявили системный подход. Я думаю, многие аналитики оценили наши действия.
Вообще, по-моему, в подобных вопросах не надо бесконечно выдумывать что-то новое. Такой же путь проходили многие регионы и их руководители. Давайте вспомним: Тюменская область — Сергей Собянин, ЯНАО — Юрий Неелов, ХМАО — Александр Филипенко. Как строились их взаимоотношения? Как они сумели договориться и проявить себя как прекрасные руководители? Все мы это прекрасно помним. Все подобные проблемы решаются, когда на первый план выходят не амбиции отдельных руководителей, а системная работа управленческих команд, которые способны выработать общую позицию, пусть даже после долгих встреч и переговоров.
— А ваша команда какого стиля работы придержи­вается?
— Подход моей команды к делу можно определить просто: пахать с утра до вечера. И пока, несмотря на все трудности, люди отработали по полтора года и никто не ушел. Хотя даже мой друг Ян Берлин (заместитель главы администрации НАО по вопросам инфраструктурного развития. — РБК daily) однажды мне сказал: "С тобой дружить хорошо, а работать слишком тяжело!" Вообще, мне кажется, мы умеем и хотим работать вместе, проявляя командный дух. Правда, само это слово — "команда" — я лично недолюбливаю. Точнее было бы сказать "общность".
— Тогда, если можно, чуть конкретнее: на ниве каких программ вы намерены "пахать" в будущем году?
— Все определяется нуждами региона и его жителей, логикой развития НАО и его проблемами. Например, ко мне, когда я провожу личные приемы граждан, люди приходят, как правило, с одним вопросом — проблемой жилья. После обсуждения с депутатами заксобрания НАО мы приняли решение разработать программу "Жилище". Ее цель — свести к минимуму, практически ликвидировать проблему ветхого жилья в регионе. Одними лозунгами и декларациями тут не обойдешься: ветхое жилье — это больной вопрос вчерашнего, сегодняшнего и завтрашнего дня. И если мы думаем об этом "завтра", то придется ее решать. Здесь самый важный вопрос мы задаем сами себе: ты здесь надолго или готов завтра все бросить? Ты хочешь здороваться с людьми за руку или прятать от них глаза? И если ты не временщик, то первое, за что ты возьмешься, — это именно решение проблемы жилья.
Поэтому мы на уровне НАО разработали программу минимизации проблем ветхого жилья и практически его ликвидации. В течение двух лет мы планируем построить целый новый квартал в Нарьян-Маре со всей инфраструктурой, где получат новые комфортные квартиры обитатели ветхого жилья. При строительстве этого квартала мы сознательно сделали ставку не на элитные квартиры по 150—200 м, а на нормальное комфортное жилье.
За два года мы планируем в этом отношении, привлекая все возможные ресурсы плюс кредиты, сделать серьезный рывок. Для этого помимо тех средств, которые на данный момент уже выделены на эту программу, мы планируем привлечение кредитных ресурсов. С этой целью я обратился к главе Сбербанка Герману Грефу. Выбор Сбербанка был вполне логичен: в глазах простого труженика он самый надежный из всех банков — хоть российских, хоть иностранных. Это, если хотите, финансовый символ государства, с которым никакие иностранные банки или малоизвестные отечественные тягаться не в силах.
Совсем недавно мы с председателем правления Сберегательного банка подробно обсудили детали этого проекта. Ненецкий округ ежегодно тратит более 1 млрд руб. на строительство жилья. Целевая окружная программа по ликвидации ветхого жилфонда и строительству нового — "Жилище" — оценивается в 22 млрд руб. В 2011 году мы намерены направить на эти цели 2,3 млрд. А полностью ликвидировать непригодные для проживания квадратные метры планируется до 2022 года.
Переговоры прошли, на мой взгляд, успешно. Мне понравился государственный подход к делу главы Сбербанка. Кроме прочего мы также говорили об установке расчетных терминалов Сбербанка в отдаленных населенных пунктах Ненецкого округа, что даст возможность северянам оплачивать услуги и осуществлять денежные переводы на большие расстояния с помощью безналичного расчета. Об этом меня уже давно просили жители почти всех поселений региона, куда я приезжал. Уверен, что Ненецкий автономный округ и Сбербанк России получат обоюдную выгоду от сотрудничества.
— Принимает ли НАО участие в программах Фонда содействия реформированию ЖКХ РФ? Будут ли выделены какие-то средства по этой линии?
— Да, мы участвуем в них второй год. Выполнены работы по капитальному ремонту многоквартирных домов. А в федеральную целевую программу по переселению людей из ветхого жилья регион не попадает по ряду критериев. Я считаю пусть небольшим, но все-таки нашим успехом то, что уже второй год нам удается получать деньги от госкорпорации — Фонда содействия реформированию ЖКХ, нормально их расходовать при всех трудностях Заполярья. А они со "средними по стране" не сопоставимы: например, в Нарьян-Маре в прошлом году температура минус 45 градусов держалась полтора месяца.
— А какие условия создаются в регионе для малого бизнеса?
— Здесь снова нужно вспомнить, что такое НАО, его специфику, историю. Кое-кто в столице не знает даже, где находится Нарьян-Мар. А ведь это наш Европейский Север — всего два часа полета от столицы. Здесь добывается только 2% от разведанных полезных ископаемых — но это 20 млн т нефти. Чтобы малый бизнес в НАО зашевелился, нужно сначала его подтолкнуть к этому, придать инерцию. Например, мы сейчас инвестировали средства в развитие спортивно-оздоровительного комплекса, на его базе будут созданы условия для занятия лыжным спортом, сноубордом. Это автоматически будет способствовать развитию малого бизнеса по прокату снаряжения, в общественном питании и т.д. Кроме того, я убежден, что в каждом регионе должен работать союз промышленников, предпринимателей и строителей. В условиях кризисных явлений в экономике большой бизнес невозможен без поддержки государства, не говоря уже о малом.
Богатство и бедность
— НАО испытывает немалые сложности с инфраструктурой. Например, регион отрезан от железной дороги. Проблему могла бы решить автомобильная дорога Нарьян-Мар — Усинск. Но для того, чтобы достроить оставшиеся 83 км этой трассы, нужно 6 млрд руб. Откуда вы планируете привлекать на это средства?
— Мы не побоялись обратиться к нашим недропользователям. Тем более что пришлось исправлять те ошибки, которые были допущены в прежние годы во взаимодействии региональных властей с нефтяными компаниями. И могу сказать, что сегодня они уже не настроены только на то, чтобы "рыть и выкачивать" природные богатства из-под земли. Все генеральные директора, все владельцы нефтяных компаний — это люди, умудренные опытом, как профессиональным, так и жизненным. Они прекрасно понимают, что времена изменились и обратно уже не вернуться.
Я действительно считаю НАО одним из самых перспективных регионов РФ. Об этом я подробно говорил недавно в своем выступлении на форуме "Нефтегаз-2010", в котором участвовал по приглашению Евгения Примакова, и делал доклад в рабочей группе по арктической зоне РФ. Чтобы не повторяться, скажу, что это выступление размещено в моем блоге, и я готов к дальнейшему обсуждению поднятых в нем проблем.
В данном случае я пропагандирую кластерный, комплексный подход к освоению минерально-сырьевой базы. До конца года мы также будем проводить презентации (подчеркну особо: именно презентации, а не отчеты) недропользователей. Мы просим их выступить перед народом и рассказать — что сделано за прошлый год, какие планы на будущее. И пусть наша общественность, экологи, представители коренных народов тоже выступят и зададут им вопросы. Например, сравнят некоторые ситуации в НАО с проблемами, возникшими в Мексиканском заливе. И пусть ответы прозвучат публично.
Когда стало известно, что находящиеся в НАО прекрасные месторождения, составляющие стратегический запас страны, будут выставлены на конкурс, я провел серию встреч с руководством Минприроды и Роснедр. Я встречался и с руководителями компаний, которые выйдут на конкурс. Информация, которую мы получили, доведена до правительства и администрации президента России. В результате этих переговоров в условиях конкурса прописано отдельной строкой не только участие компании-победителя в социально-экономическом развитии округа, но и решение инфраструктурных задач.
Кроме того, я сам написал официальные письма руковод­ству крупнейших наших нефтяных компаний с предложением в случае участия в конкурсе заявить к реализации некоторые инфраструктурные проекты, необходимые для НАО. Первым в этом списке стоит окончание строительства дороги Нарьян-Мар — Усинск.
Еще один крайне важный вопрос связан с опорным пунктом Амдерма. Я отправил в Совет безопасности РФ видеоматериалы, снятые, когда мы поднялись над Амдермой на вертолете. Это фильм ужасов почище Стивена Спилберга. Только в реальных декорациях — разруха, горы металлолома, которым завалено все побережье Амдермы… Идея создания федерального казенного предприятия (ФКП) на базе ФГУП "Аэропорт Амдерма" очень серьезно продвинулась. Нам помогает прокуратура, в том числе Генеральная. Вопрос сейчас практически на стадии решения. Кстати, схожие проблемы успешно решили Якутия и Камчатка, где были созданы подобные ФКП. Если мы последуем их примеру, Ненецкий округ может быть включен в транспортную стратегию РФ, в частности в стратегию развития российских железных дорог. А реализация запланированных нами проектов в свою очередь даст возможность успешно разрабатывать новые месторождения полезных ископаемых.
— "Деловая Россия" предлагает обязать губернаторов регионов в обязательном порядке посещать инвестиционные форумы, раздавать свои мобильные телефоны инвесторам, непосред­ственно участвовать в работе комиссий по выработке мер увеличения инвестиционной привлекательности регионов. Вы на это готовы?
— Я считаю, что "обязывать" губернаторов ни к чему. Чем кончается обязаловка, мы все знаем. Тем более что на сегодняшний день должностной инструкции российского губернатора не написано и, наверное, не будет. Но есть логика действий, которую диктует главная цель: нужно получить кредит доверия на всех уровнях — и президента, и правительства, и элиты, и простых граждан. Губернатор должен делать все на благо людей и территории, на которой ему поручено работать. Никакой инструкцией и никаким приказом не расписать те дела и меры, которые он должен делать и принимать.
А что касается форумов, то, я думаю, мало толку в том, чтобы просто ехать туда "потусоваться" среди инвесторов, затрачивая на такую псевдодеятельность немалые государственные деньги. Гораздо важнее, чтоб каждый регион поставил для себя четкие задачи в сфере инвестиционной политики, обсудил их на всех уровнях, получил добро — и тогда уже осознанно участвовал в инвестиционных форумах.
Наш регион удивительно бо­гатый и в то же время удивительно бедный, со множеством нерешенных задач. Находясь на месторождениях газа, не иметь газа в квартирах, жилых домах, завозить дорогостоящее дизельное топливо — это неправильно. Поэтому мы крайне заинтересованы в инвесторах и в реализации региональной программы развития энергетики. И я уверен, что наши усилия дадут отдачу уже в самом ближайшем бу­дущем. Времена действительно изменились, конструктивный подход постепенно занимает подобающее место — как приоритет работы всех звеньев вертикали власти, от Москвы до Нарьян-Мара. И я уверен, что эти перемены к лучшему скоро станут заметны и ощутимы, в том числе и на нашем примере.

27.09.2010

 

Подписывайтесь на наш канал в MAX

Подписывайтесь на канал "Комиинформа" в MAX




На сайте осуществляется обработка пользовательских данных с использованием Cookie в соответствии с Правилами использования cookies. Оставаясь на сайте, Вы соглашаетесь с условиями Правил. Вы также можете запретить сохранение Cookie в настройках своего браузера.