Новости Республики Коми | Комиинформ

КСП Коми проверила 460 муниципальных общеобразовательных учреждений

КСП Коми проверила 460 муниципальных общеобразовательных учреждений
КСП Коми проверила 460 муниципальных общеобразовательных учреждений
logo

Контрольно-счетная палата Коми завершила анализ реализации и практики применения закона РК "О Методике расчета субвенций местным бюджетам на реализацию муниципальными общеобразовательными учреждениями в Республике Коми основных общеобразовательных программ".

Как сообщили "Комиинформу" в КСП, плановое контрольное мероприятие проводилось во всех муниципалитетах. Объектами проверки стали 460 муниципальных общеобразовательных учреждений, на финансирование основных общеобразовательных программ которых в 2009 году были предусмотрены средства республиканского бюджета на сумму 3 млрд. 409 млн. 84 тыс. рублей в виде субвенции местным бюджетам.

КСП установила несоответствие федеральному законодательству в самой методике, недостатки в практике ее применения и нарушения при использовании средств субвенции во всех муниципальных образованиях.

Так, анализ показал, что объем финансирования малокомплектных школ на территории республики определяется исходя из численности учащихся, что не соответствует требованиям закона РФ "Об образовании" учитывать затраты на такие виды учреждений вне зависимости от количества обучающихся.

В результате расходы 217 малокомплектных школ республики, которые составляют 47,2% от общего количества школ, на реализацию основных общеобразовательных программ превысили в 2009 году на 116 млн. 690,9 тыс. рублей сумму, исчисленную в соответствии с методикой исходя из нормативов финансовых затрат на одного обучающегося.

Как показала проверка, недостаток средств восполнялся за счет средств, предусмотренных на другие типы образовательных учреждений, а также за счет средств местных бюджетов.

Кроме того, закон "Об образовании" предусматривает возможность установить норматив финансирования, не зависящий от количества обучающихся, не только для малокомплектных сельских школ, но и для учреждений образования, которые органами государственной власти и органами, осуществляющими управление в сфере образования, могут рассматриваться в качестве таковых.

Однако, методика ограничивает круг учреждений только малокомплектными сельскими школами. При этом в ходе проведения контрольного мероприятия установлено, что в отдельных муниципальных образованиях имеются городские общеобразовательные школы, в которых более 50% классов имеют наполняемость до 10 учеников.

Анализ показал, что методика не учитывает целый ряд факторов.

В частности, не учитывается изменение учащихся на начало учебного года, как в целом, так и по ступеням образования, что в свою очередь требует изменения объема субвенции.

Методика не учитывает необходимость в некоторых муниципальных образованиях доставлять детей из отдаленных районов школьными автобусами к месту учебы и обратно, что приводит к дополнительным расходам на эти цели за счет средств субвенции и за счет средств местных бюджетов.

Не учитывается и наличие в отдельных общеобразовательных школах республики специальных (коррекционных) классов, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, что также влияет на объем финансирования данных учреждений, поскольку норматив, утвержденный на одного обучающегося в общеобразовательной школе, ниже норматива, утвержденного на одного обучающегося в специальной (коррекционной) школе.

В отчете по итогам проверки констатируется, что утвержденные законом о республиканском бюджете нормативы финансовых затрат, исчисленные в соответствии с методикой, применяются только для определения объема субвенции и не обязательны для муниципальных образований при распределении субвенции по типам учреждений и видам расходов.

В результате, не смотря на то, что расчетный объем субвенции на оплату труда, исчисленный в соответствии с методикой, составляет 92,5% до 97,0% общего объема субвенции, муниципальные учреждения образования направили на оплату труда от 93,9% до 100%, оставив на обеспечение образовательного процесса от 6,1% до 0,4%. В трех муниципалитетах расходы на обеспечение образовательного процесса вовсе не осуществлялись.

При этом в ходе контрольного мероприятия установлено, что в 14 муниципальных образованиях средства субвенции в 2009 году были использованы не в полном объеме. Остатки, сложившиеся по состоянию на 01.01.2010, возвращены в республиканский бюджет в общей сумме 22 млн. 365 тыс. рублей.

Как показала проверка использования средств субвенции, во всех муниципальных образованиях допущены нарушения.

Так, в 2009 году всеми муниципальными образованиями необоснованно за счет средств субвенции осуществлялась выплата педагогическим работникам компенсации на приобретение книгоиздательской продукции в общей сумме 12 млн. 124,7 тыс. рублей, при этом расчетными нормативами Методики расходы на такие выплаты не предусмотрены. Муниципалитеты, взяв на себя эти расходные обязательства, должны были осуществлять их за счет средств местного бюджета.

Также необоснованно в трех муниципальных образованиях за счет средств субвенции произведены расходы на выплату заработной платы работникам, не участвующим в реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в сумме 4 млн. 697,5 тыс. рублей.

Отчет по результатам контрольного мероприятия направлен в Государственный Совет Коми и главе республики.