22 июня в прокуратуре Коми состоялось координационное совещание руководителей правоохранительных органов республики, на котором обсуждены вопросы состояния работы правоохранительных органов в сфере профилактики совершения повторных преступлений лицами, осужденными к наказаниям, не связанным с лишением свободы, а также состояние законности при исполнении наказаний в виде исправительных и обязательных работ в муниципальных образованиях республики.
Как сообщает прокуратура региона, начальник отдела по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний прокуратуры республики Юрий Бозов отметил, что в 2009 году в уголовно-исполнительных инспекциях республики состояло на учете 11 150 осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, из них 306 несовершеннолетних, в первом квартале 2010 года – 6 382 осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, в том числе 279 несовершеннолетних.
Наибольшее число несовершеннолетних, состоящих и поставленных на учет в уголовно-исполнительных инспекциях в республике, в связи с их осуждением наблюдается в Сыктывкаре, Ухте, Воркуте. Необходимо обратить внимание на значительное число несовершеннолетних граждан указанной категории, состоящих на учете в Эжвинском районе г. Сыктывкара (32).
Повторная преступность среди лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, продолжает оставаться высокой и имеет тенденцию к росту.
По данным информационного центра МВД по РК в 2009 году количество таких лиц, совершивших преступления повторно, увеличилось на 8,9 %, в 1 квартале 2010 – на 9,3 %.
По сравнению с 2009 годом не произошло изменений в лучшую сторону по профилактике преступлений с лицами, осужденными к наказаниям, не связанным с лишением свободы в гг. Сыктывкаре, Печоре, Инте, Эжвинском районе Сыктывкара. Ухудшилось положение в Княжпогостком, Усть-Куломском, Корткеросском и Троицко-Печорском районах.
Основными причинами роста повторной преступности среди лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, являются слабая профилактическая работа со стороны органов внутренних дел, уголовно-исполнительных инспекций, недостаточное взаимодействие между указанными органами.
Контроль за поведением осужденных, в том числе несовершеннолетних, органами внутренних дел осуществляется на низком уровне. Сведения в УИИ по инициативе участковых направляются нерегулярно, в течение длительного времени осужденные не проверяются по месту жительства участковыми уполномоченными милиции, с осужденными не проводятся профилактические беседы.
В республике продолжают иметь место факты несвоевременной постановки несовершеннолетних на учет в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, в результате чего с такими подростками не в полной мере осуществляется работа по предотвращению совершения общественно-опасных деяний (гг. Сыктывкар, Инта, Вуктыл, Эжвинский район Сыктывкара).
В отдельных городах и районах республики взаимодействие уголовно-исполнительных инспекций с участковыми уполномоченными милиции осуществляется не на должном уровне.
Сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций также не обеспечивается должный контроль за соблюдением осужденными, в т.ч. несовершеннолетними условий отбывания наказания, их поведением, исполнением возложенных судом обязанностей и запретов, не проводятся проверки в течение длительного времени по месту жительства, имеют место нарушения, связанные с учетом осужденных, отсутствуют сведения в личных делах осужденных, связанные с трудоустройством, сведения о всех периодах работы осужденных и произведенных удержаниях, справки о совместных с органами внутренних дел проверках. Указанные нарушения в ходе проверки установлены прокурорами Сысольского, Ижемского, Прилузского, Княжпогостского, Корткеросского, Усть-Вымского районов, Сыктывкара, Воркуты, Инты.
Практически во всех случаях уклонения осужденными от отбывания наказания, а также неисполнения обязанностей, возложенных на них судом, начальники УИИ вносят в суд представления о возложении на осужденных дополнительных обязанностей, продлении испытательного срока либо о замене более строгим видом наказания.
За злостное уклонение от отбывания наказания в 2009 года произведено 1133 замен обязательных и исправительных работ более строгим видом наказания, отмен условного осуждения и отсрочки отбывания наказания. В 1 квартале 2010 года произведено 238 замен обязательных и исправительных работ другим видом наказания, отмен условного осуждения и отсрочки отбывания наказания.
Отмеченные нарушения и просчеты в деятельности органов внутренних дел и уголовно-исполнительных инспекций отрицательно сказываются на сложившейся ситуации с преступностью, влекут за собой неполноту, неэффективность проведения профилактической работы с осужденными к наказаниям, не связанным с лишением свободы, что способствует совершению повторных преступлений.
По результатам совещания выработаны конкретные меры, направленные на устранение отмеченных недостатков и повышение эффективности координации деятельности правоохранительных органов республики в указанных сферах.
***В совещании приняли участие руководители правоохранительных органов республики, представители заинтересованных служб МВД по РК, ГУФСИН России по РК, уголовно-исполнительных инспекций, заместители прокурора республики, руководители структурных подразделений прокуратуры Коми, прокуроры городов и районов.
Также были приглашены заместитель главы администрации Сыктывкара, руководители администраций Корткеросского, Сысольского, Княжпогостского районов.