В Сысольском районе Коми быстрыми темпами снижается количество детей, изучающих коми язык как родной. Если в 2005-2006 учебном году таких было 42 процента от общего числа изучающих коми язык, то к 2009-2010 учебному году осталось менее тридцати.
Как рассказала Финно-угорскому порталу (www.finnougr.ru) заведующая методическим кабинетом Управления образования Сысольского района Анжелика Сажина, район обеспечен учителями коми языка. В основном, это местные кадры, проработавшие в школе не один год. Сохранена здесь и 15-процентная надбавка к федеральному окладу учителям коми языка и воспитателям детских садов. В школы района поступает учебная и художественная литература, диски с учебно-дидактическими материалами. Ежегодно проводятся различные районные мероприятия для школьников, на которых детей приобщают к истории, культуре, традициям коми народа. Учащиеся занимают призовые места в республиканских олимпиадах по предметам регионального компонента.
Вместе с тем, по словам Анжелики Сажиной, существует ряд нерешенных проблем. "Мы сталкиваемся с нежеланием родителей и детей изучать коми язык как родной, - призналась она. - Изучение коми языка как неродного по существующим программам малоэффективно. Необходимо усилить в преподавании культурологический аспект. В ряде наших школ учителя уже много лет одновременно преподают два предмета в одном классе: коми родной и коми государственный".
Еще одна проблема - в школах крайне недостаточно методических и дидактических материалов. "Диски, такие как приложение к журналу "АРТ", "Небыд, мича, гора", "Ошпи", "Ош Микул", используются, в основном, на внеклассных мероприятиях или вне школы, - рассказала А.Сажина. - Причина в том, что кабинеты коми языка не оснащены мультимедийным оборудованием".
Между тем, лидер МОД "Коми войтыр" Сергей Габов считает надуманной проблему нежелания изучать коми в качестве родного. "Министерство образования Коми таким образом желает снять с себя ответственность за несерьезное отношение к изучению национального языка, - уверен общественник. - Задача ведомства - не изучение настроения учащихся, а создание условий для полноценного усвоения предмета. А оно должно выражаться в современном оснащении кабинетов и пропагандировании родной культуры в школах. Нельзя решать судьбу целого народа на основании суждений отдельных его представителей".